Н.Н. Глубоковский. Библейский словарь
Д
да—в выражениях типа: «да будет свет» (Быт 1.3), «да будет воля Твоя» (Мф 6.10) имеет активный, волевой оттенок в сравнении с более пассивным «пусть», близкого ему по значению (1Кор 14.38).
Дабешеф (горб верблюда) (Нав 19.11)—аналог. Вифлеем,б.
Давид (возлюбленный)—младший (восьмой) сын Иессея из колена Иудина, великий царь израильский. Его история изложена в трех книгах Царств—от 1Ц 16 до 3Ц 2 и в 1Пар 11—29. Как полагают историки, Давид был помазан в первый раз Самуилом на царство (1Ц 16.13) примерно в девятнадцатилетнем возрасте. После этого он поразил Голиафа и был призван Саулом на службу. После смерти Саула он был вторично помазан на царство (2Ц 2.4) и царствовал семь лет в Хевроне, а после смерти сына Саула Иевосфея и присоединения к нему остальных колен был помазан на царство в третий раз над всем Израилем (2Ц 5.3). Во 2Ц 5.4 сказано, что Давид воцарился в 30 лет и царствовал 40 лет.
Ни до Давида, ни после него не было такого благословенного царствования в Израиле, поэтому и грядущее царство Мессии называется его именем (Мк 11.10). (См. воины Давида).
Давир (прорицание)—а) (Нав 10.38,39; 11.21; 12.13; 15.15,49; 21.15; Суд 1.11; 1Пар 6.58)—священнический город в нагорной части Иудеи недалеко от Хеврона в юго-западном направлении. Этот город назывался раньше Кириаф-Сефер (город книг) (Нав 15.15,16; Суд 1.11,12) и Кириаф-Санна (город учености) (Нав 15.49) и поэтому считают, что здесь, возможно, и зародился известный финикийский алфавит. Город был хорошо укреплён и, судя по названию, был религиозным центром хананеев (см. ученость);
б) (Нав 13.26)—город в уделе Гадовом между Маханаимом и Есевоном (во 2Ц 9.4,5 назван Лодевар, а во 2Ц 17.27—Лодавар);
в) (Нав 15.7)—город близ Галгала.
давир (3Ц 6.5,16,19,20,23,31; 8.6.8)—отделение Святое-святых в храме. (См. Святое-святых, храм).
Давраф (Нав 19.12; 21.28; 1Пар 6.72)—левитский город удела Иссахарова, расположенный на западном склоне горы Фавор на границе с уделом Завулоновым.
Даги (Езд 4.9)—в оригинале это слово, по-видимому, обозначает не отдельную народность, а просто «жители» и поэтому последние три слова нужно понимать как «Еламитяне—жители Суз». (См. Апарсы, Еламиты, имя, Сусанцы).
Дагон (зерно) (Суд 16.23; 1Ц 5.2-5,7; 1Пар 10.10)—филистимский идол, храмы (дома) которого были в Газе и Азоте. Почитался как божество растительного мира. Следы поклонения ему находятся и в древнем Вавилоне.
Далида (хрупкая, увядающая) (Суд 16.4,6,10,12,13,15,18,19)—женщина, жившая в долине Сорек в уделе Дановом, которую полюбил Самсон и которая коварно предала его.
Далмануфа (Мк 8.10)—Магдала. (См. Магдалинские пределы).
Далматия (2Тим 4.10)—провинция на восточном берегу Адриатического моря севернее Македонии на территории нынешней Албании (в Рим 15.19—Иллирик).
Далуиа (2Ц 3.3)—сын Давида от Авигеи, родившийся в Хевроне (в 1Пар 3.1—Далуия) (в оригинале—Хилеав и Даниель).
Далфон (Есф 9.7)—аналог. Адалья.
Дамарь (Деян 17.34)—афинянка, уверовавшая во Христа после проповеди ап. Павла в ареопаге.
Дамаск—столица Сирии, один из древнейших и красивейших городов земли, «жемчужина востока». С древности славится изделиями из шелка и шерсти, фруктами и «дамасской сталью». В Дамаске до сих пор существует та Прямая улица, на которой посланный Господом Анания нашел Савла молящимся (Деян 9.11), и то отверстие в городской стене, через которое ученики спустили Савла в корзине (Деян 9.25; 2Кор 11.32).
Дан (судья)—а) (Быт 14.14; Нав 19.17; Суд 18.29; 20.1; Вт 34.1; 3Ц 12.29,30; 15.20; 1Пар 21.2; Ам 8.14)—город в уделе Неффалимовом на севере Палестины у подошвы горы Ермон. В этом городе Иеровоам, сын Наватов, установил одного из своих тельцов, но в нем ещё во времена судей уже был свой истукан (Суд 18.31), который установили сыны Дановы. Город, захваченный ими, назывался раньше Лаис (см. Лаис,а) (во 2Ц 24.6 назван Дан-Яан);
б) пятый сын Иакова (Израиля) и первенец Валлы, служанки Рахили, родоначальник колена Данова, отличавшегося хитростью и воинственностью. Из этого колена происходил Самсон (Суд 13.25). Удел этому колену был дан на запад от удела Вениаминова, но сыны Дана пошли на север и захватили Ласем и поселились также и там (Нав 19.47) (см. колена Израилевы);
в) (Иез 27.19)—в оригинале это слово отличается от написания имени главы колена Данова и похоже на прозвище греков (Даниты, Данайцы), данное им ещё Гомером. В греческом переводе вместо «Дан и Иаван» стоит: «и вином».
Даниил (Бог мой судья)—а) один из иудейских юношей знатного происхождения, которые были уведены в плен в Вавилон в 606 г. до РХ при первом нашествии Навуходоносора (Дан 1.1-4). В числе других он был взят ко дворцу и вскоре был поставлен над всеми мудрецами и царскими сатрапами. Ему была дана от Бога величайшая мудрость, о которой упоминает и пророк Иезекииль (14.14,20; 28.3), а также дар понимать видения и сны (Дан 1.17). Предание гласит, что Даниил умер в Вавилоне около 536 г. до РХ в возрасте 90 лет (Дан 1.21). Незадолго до этого он был брошен по навету завистников в львиный ров (Дан 6.16), откуда его спас Господь. Написание этого имени (в оригинале) в книге пророка Иезекииля (Данел) дает предположение, что он имел в виду другого Даниила, слава которого уже была известна всем (пророк же Даниил был его современник и ещё не был широко известен);
б) (Езд 8.2; Неем 10.6)—один из глав поколений священников, вышедших из Вавилона с Ездрою, и один из приложивших печать под договором на верность Богу.
Даниила пророка книга—27я книга Ветхого Завета, пятая и последняя книга в разделе книг больших пророков (см. Библия). Книга в первой части (главы 1-6) содержит повествование о событиях, которых очевидцем и участником был Даниил, и во второй части (главы 7-12)—описание видений, относящихся к концу времен, при этом многое в этих видениях остается закрытым до последнего времени (Дан 12.9). Во всем Ветхом Завете только в книге Даниила упоминается имя Христа (9.25), имя «Сын человеческий» (7.13), которое так часто употреблял Господь, и выражение «жизнь вечная» (12.2). Книга написана частично на еврейском языке (1.1—2.4а; 8.1—12.13) и частично—на арамейском (2.4б—7.28). Существует мнение, что эта книга была написана не Даниилом, а неким анонимным автором в 168-165 гг. до РХ в Маккавейский период истории еврейского народа. Такое мнение возникло потому, что в еврейском каноне, сложившемся к 200 г. до РХ её среди пророческих книг нет и в языке её есть слова и выражения, характерные именно для указанного времени, хотя определенных доказательств истинности такого предположения нет. (См. Даниил,а).
Данна (низкое место) (Нав 15.49)—аналог. Афека.
Дан-Яан (2Ц 24.6)—см. Дан,а (возможно, это название следует читать «Дан и Аин», ср. 3Ц 15.20).
Дара (1Пар 2.6)—один из сыновей (потомков) 3ары из колена Иудина (в 3Ц 4.31 назван Дарда).
Дарда (3Ц 4.31)—сын (потомок) Махола, один из известных мудрецов народа израильского. (См. Дара, Махол).
Дарий—а) (Езд 4.5,24; 5.5; 6.1,12-15; Агг 1.1,15; 2.10; 3ах 1.1,7)—Дарий 1 Гистасп, царь персидский (522-485 гг. до РХ) (см. Персия);
б) (Дан 5.31; 6.1,9,25,28; 9.1; 11.1)—сын (потомок) Ассуира, мидийский царь, поставленный царем Вавилона и царствовавший в нем, по-видимому, как наместник Кира в течение одного или двух лет;
в) (Неем 12.22)—один из последующих персидских царей (кто определенно не известно).
Даркон (разбрасывание) (Езд 2.56; Неем 7.58)—аналог. Амий.
Дафан (Чис 16.1,12,24,25,27; 26.9; Вт 11.6; Пс 105.17)—аналог. Авирон.
два—число соединяющихся (сочетающихся), чтобы быть одним (или парой—как два глаза, уха, крыла, рога; две руки, ноги, стороны и т.п.) (ср. Еф 2.15),
число скотов из нечистых, взятых Ноем в ковчег (Быт 7.2),
число народов, происшедших от Исаака через Ревекку (Быт 25.23),
кратность возмездия (Исх 22.4,7,9),
число херувимов на ковчеге и в давире (Исх 25.28; 3Ц 6.23),
число скрижалей (Исх 31.18),
число голубей или горлиц для жертвоприношения (Лев 5.7),
число противоположностей (Лев 19.19; Мф 6.24),
число колен, происшедших от Иосифа (Нав 14.4),
число явлений Бога Соломону (3Ц 11.9),
число предстоящих пред Господом (Зах 4.3,14; От 11.3-4),
число учеников Христа, посылаемых Им на проповедь вместе (Мк 6.7),
число Ангелов по воскресении и при вознесении Христа (Лк 24.4; Деян 1.10),
число истинных свидетелей (Ин 8.17),
Израиль и язычники (Еф 2.15),
число непреложных вещей (слово и клятва) (Евр 6.18).
Два часто сочетается с пять (см.).
двадцать—число лет жизни Иакова у Лавана (Быт 31.38),
число серебреников, за которое был продан Иосиф (Быт 37.28),
число лет при исчислении (Исх 30.14),
число локтей некоторых из размеров храма (3Ц 6.2,3; Иез 40.49; 41.2).
двенадцать—число лет порабощения (Быт 14.4),
число князей, сыновей Измаила (Быт 17.20; 25.16),
число сыновей Нахора (Быт 22.21-22,24),
число сынов Иакова (Быт 35.22; 42.13,32; 49.28; Деян 7.8; 26.7; Иак 1.1),
число колен Израиля (Быт 49.28),
число источников Елима (Исх 15.27),
число камней жертвенника (Исх 24.4; 3Ц 18.31),
число камней наперсника (Исх 28.21; 39.14),
число хлебов предложения (Лев 24.5),
число начальников (Чис 1.44),
число волов (Чис 7.3),
число приношений (Чис 7.84,86,87),
число жезлов (Чис 17.2,6),
число тельцов (Чис 29.17),
число выделенных тысяч (Чис 31.5),
число источников (Чис 33.9),
число разведчиков земли (Вт 1.23),
число человек (Нав 3.12),
число человек (Нав 4.2),
число камней памятника (Нав 4.3,4,8,9,20),
число тысяч павших (Нав 8.25),
число городов (Нав 18.24, 19.15; 21.7,40),
число частей наложницы (Суд 19.29),
число тысяч воинов (Суд 21.10),
число юношей в схватке (2Ц 2.15),
число тысяч нанятых (2Ц 10.6),
число тысяч погони (2Ц 17.1),
число приставников Соломона (3Ц 4.7),
число тысяч стойл (3Ц 4.26),
число локтей шнурка (3Ц 7.15; Иер 52.21),
число волов под морем (3Ц 7.25,44; 2Пар 4.4,15),
число львов (3Ц 10.20; 2Пар 9.19),
число тысяч всадников (3Ц 10.26; 2Пар 1.14; 9.25),
число частей одежды пророка Ахии (3Ц 11.30),
число лет царствования Амврия (3Ц 16.23),
число камней (3Ц 18.31),
число пар волов Елисея (3Ц 19.19),
число лет царствования Иорама (4Ц 3.1; 8.25),
число лет Манассии (4Ц 21.1; 2Пар 33.1),
число городов (1Пар 6.63),
число привратников (1Пар 9.22),
число певцов (1Пар 25.9-31),
число козлов (Езд 6.17),
число начальствующих (Езд 8.24),
число тельцов и козлов (Езд 8.35),
число лет отказа (Неем 5.14),
число месяцев (Есф 2.12),
число тысяч Идумеев (Пс 59.2),
число локтей длины и ширины жертвенника (Иез 43.16),
число лет страданий женщины (Мф 9.20; Мк 5.25; Лк 8.43),
число Апостолов Христовых (Мф 10.1,2,5; 11.1; 20.17; 26.20; Мк 3.14; 6.7; 9.35; 10.32; 11.11; 14.17; Лк 6.13; 8.1; 9.1,12; 18.31; 22.14; Ин 6.67,70; Деян 6.2; ),
число коробов (Мф 14.20; Мк 6.43; 8.19; Лк 9.17; Ин 6.13; 1Кор 15.5),
число престолов (Мф 19.28; Лк 22.30),
число легионов Ангелов (Мф 26.53),
число лет дочери Иаира (Мк 5.42; Лк 8.41,42),
число лет Иисуса, когда Он остался в храме (Лк 2.42-43),
число часов в дне (Ин 11.9),
число дней (Деян 24.11),
число запечатленных (От 7.5-8),
число звезд в венце (От 12.1),
число ворот нового Иерусалима (От 21.12,21),
число оснований (От 21.14),
число размеров нового Иерусалима (От 21.16),
число плодоношений дерева жизни (От 22.2).
двести—число сиклей серебра Ахана (Нав 7.21),
число людей при обозе (1Ц 25.13),
число певцов и певиц (Езд 2.65),
количество для стерегущих (Песн 8.12),
число динариев на хлеб (Ин 6.7),
число воинов (Деян 23.23).
двор стражи (Иер 32.2 и др.)—двор у дома охраны царского дворца.
двор темничный (Неем 3.25)—двор у дома темничного (см.).
дева—кроме обычного смысла—девица (Плач 2.21), девственница (Быт 24.16), часто имеет смысл иносказательный, о чем более подробно см. дочь.
деверь (Вт 25.5,7)—брат мужа.
Девир (Нав 10.3)—царь Еглонский, один из союзников Адониседека.
Девора (пчела)—а) (Быт 35.8)—кормилица Ревекки (была похоронена примерно в том месте, где жила другая, см. пункт «б» ниже);
б) (Суд 4.4-6,9,10,14; 5.1,7,12,15)—жена Лапидофа, судья Израиля, призвавшая Варака избавить народ от притеснения Иавина, царя ханаанского.
девство (Вт 22.14,15,17,20; Суд 11.37,38; 4Ц 19.21; Ис 37.22; Иез 23.3; Лк 2.36; 1Кор 7.25; От 14.4)—состояние девственности, нетронутости; пора девичества.
Дедан—а) (Быт 10.7; 1Пар 1.9; Иер 25.23; Иез 27.15,20; 38.13)—сын (потомок) Раамы, потомок Хама, родоначальник одного из арабских племен и название места его обитания (по-видимому, на севере Аравийского полуострова в районе Персидского залива);
б) (Быт 25.3; 1Пар 1.32; Иер 49.8; Иез 25.13)—один из сыновей (потомков) Иокшана, сына Авраама от Хеттуры, родоначальник одного из арабских племен (обитавшего, по-видимому, южнее Идумеи).
Деир (Дан 3.1)—место, как полагают, на левом берегу Евфрата.
дела закона—см. Иакова Апостола Послание.
Делаия (Иегова избавитель)—а) (1Пар 3.24)—аналог. Аккув,а;
б) (1Пар 24.18)—священник из рода Ифамара, глава двадцать третьей чреды священников;
в) (Неем 6.10)—отец (предок) Шемаии;
г) (Неем 7.62)—один из глав поколений, вернувшихся из плена с Зоровавелем, но не сумевших показать, от Израиля ли он (в Езд 2.60—Делайя);
д) (Иер 36.12,25)—сын (потомок) Семаия, один из князей царя Иоакима.
дело—может иметь три различных вида (значения). Имеются в виду, конечно, дела только человеческие. Самое простое и распространенное дело–это работа, материальная деятельность любого вида, как непосредственное создание некоего продукта, так и организующая деятельность. Такая работа имеет всегда экономическую (коммерческую) основу (выгоду, наживу). Другой вид дела–это творчество (музыкальное, художественное, литературное и пр.), требующее таланта, «дара». Такое дело является данью божественному, т.е. возвратом долга божеству, давшему этот «дар» (гениальность). Богов и господ много (1Кор 8.5) и дающий «дар» бог дает его, естественно, не для прославления другого божества, но себя (так были придуманы «музы»). И, наконец, самое простое с виду дело–это вера (Ин 6.29), которая сама является даром Божиим (см. вера) и заключается в полном уповании на Бога. Этому делу обучиться невозможно, хотя ох, как многие пытаются это делать. Делом иногда называется мероприятие, служение (Деян 13.2; 24.10), которое делается по повелению свыше и может быть отнесено к вере (1Фес 1.3,11). Дела закона–это исполнение заповедей, постановлений и обрядов (Рим 3.20; Гал 2.16), которое можно отнести к первому виду, ибо только надлежащее их исполнение дает насыщение и благополучие.
денница (Иов 3.9; Пс 109.3; Ис 14.12)—утро, заря. Это слово (по-евр. означающее сияющий) в других переводах читается: утренняя звезда (как во 2Пет 1.19; От 2.28; 22.16).
день—это не только светлое время суток, но и целые сутки, и в этом смысле день у евреев начинался с вечера предыдущего дня (то есть ночь являлась его началом). Поэтому какое-либо событие можно было назвать начавшимся, например, в девятый и в десятый день—Лев 23.27,32 (ср. Лев 16.29 и Чис 29.7, где тот же день назван десятым). День, имея как и год, характер завершенности, часто употребляется в Священном Писании для обозначения определенных периодов или великих событий (Исх 32.34; Ис 22.5; Деян 17.31). В таких местах, как От 2.10; 11.3, слово «день» также не следует понимать буквально. У Господа его продолжительность может меняться от суток до тысячи лет, а может быть и больше (2Пет 3.8; Пс 89.5). Иногда слово «день» употребляется в значении года или большого отрезка времени (Неем 13.6).
Слово «день» в Быт 1.5,8,13,19,23,31; 2.2, конечно, нельзя рассматривать, как день в обычном смысле (тем более, что и само солнце, служащее для отделения дня от ночи (ст. 14), было сотворено только в четвертый «день»). В этих местах слово «день» означает целые периоды (и довольно продолжительные) в процессе творения. «День» в Быт 2.3 хотя и относится к обычному дню (дню покоя), он является символом будущего, вечного и истинного покоя. (См. времена, творение).
день воскресный (От 1.10)—в оригинале «день Господа» (или первый день еврейской недели—Мф 28.1), который с возникновением христианства стал считаться главным, праздничным днем недели. Следует отметить, что только в русском языке этот день называется «воскресеньем», то есть словом, постоянно напоминающим о самом значительном событии на земле (в других языках он называется «неделя», «солнечный день», «звездный день» и т.п.). По указу императора Константина этот день после 313 г. сделался официально днем отдыха и является теперь таковым во всех странах на земле. (См. воскресение, неделя).
деньги—в виде монет появились у евреев только незадолго перед вавилонским пленением, а до этого за покупку отвешивалось на весах золото или серебро (Ис 55.2; Иер 32.10), поэтому некоторые единицы веса стали и единицами стоимости. Основной единицей стоимости у евреев был сикль (см). Сикль различался серебряный (священный) и золотой.
Во времена Христа в Палестине основными монетами были драхма (греческая монета) и динарий—равная ей по стоимости римская монета. За драхму (динарий), которые были дневной платой солдату и поденному рабочему (Мф 20.2,9,10,13), можно было купить небольшую овцу.
Для сравнения стоимости других монет см. след. таблицу:
серебряные монеты
1 сикль (серебреник) | ||
1 статир | = 1 сиклю | = 4 драхмам |
1 дидрахма | = 2 драхмам | = 1/2 сикля |
1 дидрахма | = 1 динарию | = 1/4 сикля |
1 гера | = 1/5 драхмы | = 1/20 сикля |
медные монеты
1 ассарий | = 1/4 геры | = 1/20 динария |
1 кодрант | = 1/3 ассария | = 1/60 динария |
1 лепта | = 1/2 кодранта | = 1/120 динария |
60 сиклей (то есть 240 драхм) составляли мину, а 50 мин (то есть 3000 сиклей или 12000 драхм) составляли талант.
Стоимость золотых таланта, мины и сикля к соответствующим серебряным относилась в среднем как 16:1 (то есть, если сикль серебряный соответствовал 4 драхмам, то золотой—64 драхмам и т.д.).
В заключение подсчитаем, что собой представляет долг должника царю (образно—долг грешника перед Господом), о котором говорится в Мф 18.24-35:
10000 х 12000 = 120000000 драхм.
Работая поденщиком (или служа солдатом) за 1 драхму в день, для отдачи такого долга потребовалось бы работать:
120000000 : 365 = 328767 лет.
Можно ли самому отдать такой долг? (См. также вес).
день Господень—великий и страшный (Иол 2.31), день (время) суда (2Пет 2.9), день (время) гнева (Рим 2.5; От 6.17), день (время), когда Господь будет праведно судить вселенную (Деян 17.31).
день очищения—девятый (десятый) день (см.) седьмого месяца еврейского священного календаря, в который по закону полагалось очищать народ израильский от всех его грехов и приносить специальные жертвы (Лев 16; Чис 29.7-11). В этот день единственный раз в году первосвященник входил за завесу Святого-святых для курения пред лицом Господа и кропления кровью пред ковчегом завета. День очищения был единственным днем обязательного поста (см.), установленного законом. В день очищения собиралось священное собрание и никакой работы не полагалось делать (Лев 23.27-28). В этот день объявлялся юбилейный год (Лев 25.8-13). (См. жертвоприношение, праздники).
день первых плодов (Чис 28.26)—см. Пятидесятница.
день трубного звука (Чис 29.1)—см. праздник труб.
Дервия (Деян 14.6,20; 16.1; 20.4)—город провинции Ликаония (см.) в Малой Азии.
дерево жизни (Быт 2.9; 3.22,24; От 2.7; 22.2,14)—дерево, от которого Адам вкушал до своего падения (ибо на это не было запрета), но путь к которому после грехопадения был для него закрыт. Оно приготовлено Господом для искупленных.
дерево познания добра и зла (Быт 2.9,17)—единственное дерево в раю, плодов которого Адаму было заповедано Господом не вкушать, но которых он, поддавшись искушению, вкусил (и продолжает вкушать).
дерево посвященное (священное) (Суд 6.25,26,28,30; 2Пар 14.3; 24.18; 31.1; 34.3,4,7)—то же, что дубрава, столб (см.)
деревянное масло (2Пар 11.11; Иез 27.17)—низкий сорт оливкового масла. (См. елей).
держава (Иов 25.2; 1Пет 4.11; 5.11; Еф 1.19; 1Тим 6.16; Евр 2.14; От 1.6; 5.13)—владычество, могущество, сила (надежное держание).
десница—правая рука (отсюда—одесную, то есть по правую руку). В Священном Писании символизирует силу (Исх 15.6; Пс 43.4; 88.43; 136.5; 143.8; Ис 62.8; Деян 5.31). (См. рука).
Десятиградие (Мф 4.25; Мк 5.20; 7.31)—союз десяти городов в северо-восточной части Палестины с преобладающим греческим населением, получивший в 62 г. до РХ особые привилегии, находясь под непосредственной властью римского наместника в Сирии. Главным городом этой области, расположенной в основном на восток от Геннисаретского озера, был Скифополь (бывший Беф-Сан), единственный, расположенный к западу от Иордана. Остальные города были—Пелла, Гадара, Филадельфия (Равва), Дион, Канафа (?), Гераса (?), Рафан (?), Дамаск (?).
десятина—добровольный дар Богу, известный евреям ещё со времен Авраама (Быт 14.20) и Иакова (Быт 28.22). Закон требовал давать десятину от всех произведений поля (Лев 27.30; Вт 14.22) и от стада (Лев 27.32), которая шла на содержание левитов, не имевших своего удела (Чис 18.21). Левиты из своих десятин отделяли десятину священникам (Чис 18.26-28). Каждый третий год, называвшийся годом десятин (Вт 26.12), израильтянин употреблял десятину в том месте, где он жил, для пропитания бедных, сирот, пришельцев и левитов (Вт 14.28-29). Всё это делалось, чтобы научиться бояться Господа (Вт 14.23), при этом нужно было подтверждать правильность отделения десятины (Вт 26.13-14). (См. жертвоприношение).
десятиначальник (Исх 18.21,25; Вт 1.15)—см. суд.
десятисловие (Исх 34.28)—см. десять заповедей.
десять—число братьев, пришедших в Египет (Быт 42.3),
число людей, над которыми ставился младший начальник (Исх 18.21; Вт 1.15),
число покрывал скинии (Исх 26.1),
число заповедей (Исх 34.28; Вт 4.13; 10.4),
число женщин у одной печи (Лев 26.26),
число оценки женщины (Лев 27.5),
число, на котором основывается десятина (Лев 27.32),
число отделившихся колен (3Ц 11.31),
число светильников (2Пар 4.7),
число столов (2Пар 4.8),
число струн (Пс 91.4),
число рогов (Дан 7.7; От 12.3; 13.1; 17.3,7),
число людей, которые возьмутся за полу иудея (Зах 8.23),
число дев в притче Господа (Мф 25.1),
число драхм (Лк 15.8),
число прокаженных (Лк 17.12),
число мин (Лк 19.24-25).
десять заповедей (Исх 20.3-17; Вт 5.7-21)—основа Синайского завета Бога с Его народом и основа всего Моисеева законодательства. Они были написаны Самим Богом на каменных скрижалях (пластинах) и даны в руки Моисею (Исх 24.12; 31.18; 32.16; Вт 9.10) В Исх 34.28 они названы «десятисловие». Первые скрижали с заповедями Моисей разбил (Исх 32.19; Вт 9.17), но взамен их получил новые с теми же словами (Исх 34.28-29; Вт 10.1-5). Десять заповедей, как и молитва Господня (образец всех молитв), делятся ровно на две части. Первая из них указывает на отношение человека к Богу, вторая—к человеку (ср. Мф 22.36-40).
дети Божии—верующие, возрожденные Духом Святым люди (1Ин 3.1-2,10; Рим 8.16; 9.8). Господь называл Бога Отцом Своих учеников (Мф 5.48; Лк 6.36). (См. также сыны Божии).
Деяния Апостолов—пятая книга Нового Завета, написанная евангелистом Лукой в Риме (точнее—законченная им там) около 62 г., то есть во время заключения ап. Павла. Книга повествует об обращении многих людей к Богу по проповеди Апостолов (Деян 1.8), о возникновении общин верующих в Иерусалиме, Самарии, а затем и в языческих странах в местах рассеяния евреев. (См. Библия, Павел Апостол).
диавол (греч.—обвинитель, клеветник, обольститель)—злой дух и князь бесовский, «отец лжи» (Ин 8.44), то же, что сатана (см). В Ветхом Завете упоминается только однажды—в Пс 108.6, и ещё в других пяти местах под именем сатана. То, что он одно со своими слугами, видно из Ин 6.70. (См. власть).
диадема (Ис 28.5; 62.3; Иез 21.26)—головное украшение как венец или как некое окаймление, напоминающее корону.
диадима (Исх 29.6; 39.30; Лев 8.9; От 12.3; 13.1; 19.12)—головное украшение в виде пластинки из полированного золота, прикреплявшейся к кидару первосвященника (Исх 28.36-37), как знак его избрания и посвящения. (См. Назарет).
диакон (греч.—служитель) (Деян 21.8; 1Тим 3.8,12; Флп 1.1)—один из младших служителей современной церкви. Хотя в первых общинах верующих не было того официального строя, который теперь установлен во всех христианских церквах, считается, что основателями диаконского служения являются те семь человек «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости» (Деян 6.3), которые были избраны для заботы о малоимущих в Иерусалимской общине. (Слово «диакон», имеющееся в Деян 21.8 русской Библии, в оригинале отсутствует). (См. Еллин, Никанор, церковь).
диаконисса (Рим 16.1)—в оригинале имеет значение «работница», «труженица». В Ветхом Завете только однажды упоминается о женщинах, служивших при скинии (1Ц 2.22, при этом в русской Библии «служащими» переведено «собирающимися»—ср. Лк 2.37).
Дивлаим (пирожки, сдобы) (Ос 1.3)—отец (предок) Гомери, жены пророка.
Дивлаф (круг, круглая лепешка) (Иез 6.14)—полагают, то же, что Ривла (см.) (в оригинале—Дибла). (См. пустыня).
Дивон (утрата, потеря)—а) (Чис 21.30; 32.3,34; Нав 13.9,17; Ис 52.2; Иер 48.18,22)—моавитский город, расположенный севернее потока Арнон (на восток от Мертвого моря). Достался колену Гадову, но потом был отдан колену Рувимову (в Ис 15.9 назван Димон) (см. Дивон-Гад);
б) (Неем 11.25)—город на юге удела Иудина недалеко от Хеврона (в Нав 15.22 назван Димона).
Дивон-Гад (Чис 33.45,46)—один из станов израильтян, как полагают, то же, что Дивон,а.
дидрахма (Мф 17.24)—серебряная греческая монета в две драхмы. (См. деньги).
Дизагав (богатое золотом место) (Вт 1.1)—см. Асироф.
Дикла (пальмовое дерево) (Быт 10.27; 1Пар 11.21)—аналог. Алмодад.
Дилеан (огуречное поле) (Нав 15.38)—аналог. Адифаим.
Димас (Кол 4.14; 2Тим 4.10; Флм 1.23)—один из активных помощников ап. Павла, который однако оставил его впоследствии ради удовольствий этого мира.
Димитрий—а) (Деян 19.24,38)—серебряник из Ефеса, возбудивший народ против ап. Павла;
б) (3Ин 12)—христианин, которого тепло приветствует ап. Иоанн.
Димна (Нав 21.35)—левитский город в уделе Завулоновом (как полагают, то же, что Риммон, см. Риммон,б).
Димон (Ис 15.9)—см. Дивон,а.
Димона (Нав 15.22)—см. Дивон,б.
Дина (суд) (Быт 30.21; 34.1,3,5,13,25,26; 46,15)—дочь Иакова от Лии (возможно, она не была единственной дочерью Иакова—Быт 37.35).
динарий—серебряная римская монета, имевшая широкое хождение в Палестине во времена Христа. По стоимости динарий был равен 1/4 сикля серебра или одной драхме (видимо, и по весу также соответствовал 1/4 сикля, то есть около 3 г) и являлся дневной платой солдату и поденному рабочему. За динарий можно было купить небольшую овцу. (См. деньги, драхма).
Дингава (Быт 36.32; 1Пар 1.43)—главный город идумейского царя Белы (положение не известно).
Динеи (Езд 4.9)—см. Апарсы.
Дионисий (принадлежащий Дионису) (Деян 17.34)—Ареопагит, один из уверовавших во Христа после проповеди ап. Павла в ареопаге, возможно, один из членов ареопага. По свидетельству Евсевия именно он стал впоследствии епископом в Афинах и в 96 г. мученически погиб.
Диопет (Деян 19.35)—возможно, неточный перевод слова «Юпитер» (в оригинале: «и её образа, упавшего с неба» или «от Юпитера»).
Диоскуры (Деян 28.11)—в греческой мифологии сыновья Юпитера и Леды (близнецы Кастор и Поллукс), считавшиеся покровителями моряков.
Диотреф (питаемый Зевсом) (3Ин 9)—«любящий первенствовать», некто из христиан, противившийся истине и отвергавший гостеприимство.
Дишан (Быт 36.21,28,30; 1Пар 1.38,42)—аналог. Ана,б.
Дишон (антилопа)—а) (Быт 36.21,26,30; 1Пар 1.38,41б)—аналог. Ана,б;
б) (Быт 36.25; 1Пар 1.41а)—сын (потомок) Аны, одного из сыновей Цивеона.
длань (Ис 49.16)—ладонь.
дневной путь (Быт 30.36; Исх 3.18; 8.27; Чис 10.33; Лк 2.44)—расстояние, которое проходили за день, неся поклажу и сопровождая домашних животных. Можно считать равным от 20 до 40 км (ср. Быт 22.2,4,19; Езд 7.8-9). (См. меры).
добро—противоположность злу. Вкусив от дерева познания добра и зла, человек разделил в себе эти два качества (Быт 3.5,22). Но согрешив, он теперь мог творить только зло (Пс 52.4; Ин 3.19; Рим 3.12), поэтому добро отныне стало только отсутствие зла (см.). Добро сочетается с жизнью, а зло—со смертью (Вт 30.15).
добродетель—доброе свойство души человека, деятельное стремление к добру, удаление от зла.
Додава (любовь Иеговы?) (2Пар 20.37)—отец (предок) Елиезера.
Додай (1Пар 27.4)—Ахохиянин, один из военачальников и управителей Давида. (См. Додо,б).
Доданим (Быт 10.4; 1Пар 1.7)—один из сыновей Иавана сына Иафета, родоначальник (имя) племен, населявших, как полагают, остров Родос (по-евр. Роданим).
Додо (любящий)—а) (Суд 10.1)—предок Фолы;
б) (2Ц 23.9; 1Пар 11.12)—сын Ахохи (или из Ахохи?), отец Елеазара (он же Додай, см.);
в) (2Ц 23.24; 1Пар 11.26)—из Вифлеема, отец Елханана.
дождь—в Палестине имел очень важное значение, так как случался только в короткие зимние месяцы. Ранним дождем называли первые дожди осенью во время сеяния хлеба (в октябре), поздним—последние, весной (в апреле), при созревании хлебов. Поэтому дождь символизирует с одной стороны Божие благословение (Лев 26.4; Иер 3.3) и слова истинного учения (Вт 32.2; Иов 29.23), а с другой—кару (Вт 28.24; Иез 38.22) и жизненные испытания (Мф 7.25,27).
Доик (боязливый, робкий) (1Ц 21.7; 22.9,18,22; Пс 51.2)—идумеянин, начальник над пастухами Сауда, видимо, прозелит, исполнявший какое-то служение в скинии (или находившийся в заключении при ней по подозрению в проказе—Лев 13.4), который увидел Давида и донес о нем Саулу. В Пс 51.3 он назван «сильный», видимо, потому, что возглавлял некую группу людей или семью, с которой и перебил всех священников в Номве.
долины—в Священном Писании упоминаются следующие долины:
(См. также равнины).
Долины ворота (2Пар 26.9; Неем 2.13; 3.13)—ворота в западной стене древнего Иерусалима, выходившие в Енномову долину. (См. ворота).
дом—устраивался в древности на востоке обычно следующим образом: наружные стены редко имели окна, только одна узкая дверь вела во внутренний двор, куда выходили и двери всех помещений. Здесь же часто помешался и скот. Мог быть и второй этаж, который делался с навесом над двором. Крыши всегда делались плоскими. На них совершались некоторые работы и они же часто служили для поклонения и молитв (Деян 10.9). Окна домов закрывались решетками—тонкими досками с множеством мелких отверстий, через которые было хорошо видно происходящее снаружи и ничего не видно внутри.
Домом называется также и всё родство человека, возглавляющего свое семейство.
дом Господень (Иер 41.5)—возможно, наскоро сооруженная скиния. (См. скиния, храм).
дом темничный (Иер 37.4)—тюрьма в Иерусалиме, располагавшаяся рядом с дворцом.
Дор (жилище) (Нав 12.23; 17.11; Суд 1.27; 1Пар 7.29)—один из значительных финикийских городов на берегу Средиземного моря южнее горы Кармил. По жребию достался колену Асирову, но был отдан колену Манассиину, хотя им не был взят (в Нав 11.2 назван Нафоф-Дор, в Нав 12.23; 3Ц 4.11—Нафаф-Дор, а в Нав 17.11—Нафеф). Ныне—небольшое селение Тонтура.
Дофаим (источник, ключ) (4Ц 6.13)—город севернее Самарии (в Быт 37.17 назван Дофан).
Дофан (Быт 37.17)—см. Дофаим.
Дофка (Чис 33.12,13)—аналог. Алуш.
дочь (также—дщерь)—означает не только дочь в прямом смысле (Пс 44.10,14) и женщину вообще (Быт 6.2; Мф 9.22; Лк 13.16), но очень часто также представителей народов (Пс 44.13; Ис 47.1; Иер 30.18; 46.24; 50.42; Иез 16.27,57), людей (Плач 2.10,13), физические свойства человека (Пр 30.15; Ек 12.4) и просто некое общее обращение (Пс 44.11).
Хотя слово «сын» часто также означает представителей народов, людей вообще, слово «дочь» передает более телесный, более страдательный характер (ср. Плач 4.2 и 3; Иез 16.26 и 27), являясь символом плотского качества, в то время как сын—есть символ духовного наследия. (См. дева, женщина, имя, сын).
дощечка (Лк 1.63)—пластинка из глины, натертая воском, на которой можно было писать, стирать и снова писать любым острым предметом.
драгоценные камни (2Ц 12.30; 3Ц 10.2,10,11; 1Пар 29.2; 2Пар 3.6; 9.10; 32.27; Иов 28.16; Ис 54.12; Иез 27.22; 28.13; 1Пет 2.4,6; 1Кор 3.12; От 17.4; 18.12,16; 21.11.19)—многие из известных ныне драгоценных камней были известны с глубокой древности и всегда высоко ценились как самое лучшее украшение. Драгоценные камни были установлены на наперснике первосвященника (по числу колен Израилевых) (Исх 28.17-20; 39.10-13), упомянуты в основании стены небесного Иерусалима (От 21.19-20) и на одеждах царя Тирского (Иез 28.13). Названия камней в некоторых случаях приведены условно, ибо невозможно теперь точно установить значение древнееврейских слов, их обозначающих.
наперсник | основание стены | одежды |
рубин | яспис | рубин |
топаз | сапфир | топаз |
изумруд | халкидон | алмаз |
карбункул | смарагд | хризолит |
сапфир | сардоникс | оникс |
алмаз | сардолик | яспис |
яхонт | хризолиф | сапфир |
агат | вирилл | карбункул |
аметист | топаз | изумруд |
хрисолит (хризолиф) | хрисопрас | |
оникс | гиацинт | |
яспис | аметист |
С драгоценными камнями сравниваются добрые дела верующих (1Кор 3.12), а также и Сам Господь (1Пет 2.4,6).
дракон (Вт 32.33; Пс 43.20; 90.13; Иер 51.34; От 12.3,4,7,9,13,17; 13.2,3,11; 16.13; 20.2)—в одних местах обозначает чудовищ (Пс 90.13), в других—беды и страшные несчастья (Иер 51.34), а в третьих—непосредственно древнего змея, диавола (От 12.9; 20.2). (См. Левиафан, сатана).
Драконовый источник (Неем 2.13)—источник вне Иерусалима у западной его стены, возможно, источник Геон (см.).
драхма (1Пар 29.7; Езд 2.69; 8.27; Неем 7.70-72; Лк 15.8,9; Деян 19.19)—греческая серебряная монета, равная по стоимости одному динарию или 1/4 сикля (очевидно, она соответствовала и весу в 1/4 сикля, то есть около 3 г). (См. вес, деньги, динарий).
древний змий (От 12.9; 20.2)—см. диавол, дракон.
древо (Пр 3.18; 11.30; 13.12; 15.4; Деян 5.30; 10.39; 13.29; 1Пет 2.24; Гал 3.13; От 2.7; 22.2,14)—дерево вообще, деревянный крест, на котором мученически умер Господь за нас грешников, а также дерево жизни (От 2.7) (см.).
дресва (Пр 20.17)—щебень, гравий, осыпь.
дрок (Пс 119.4)—кустарниковое растение из семейства бобовых с мелкими стручками. Угли из его корней способны долго сохранять жар. (См. можжевельник).
дромадер (Есф 8.10; Ис 60.6)—одногорбый верблюд, менее крупный и более подвижный, чем двугорбый. Использовались дромадеры в легких караванах и для целей сообщения.
дротик (Иов 39.23; 41.18,21)—легкое копье.
друг царя (1Пар 27.33)—см. Регем-мелех.
Друзилла (Деян 24.24)—младшая дочь Ирода Агриппы, названная иудеянкою. Ещё при жизни своего бывшего мужа—Азиза, царя Емесского, сошлась с Феликсом—римским правителем. Погибла вместе с сыном в 79 г. при извержении Везувия.
дуб (Быт 35.4; Нав 24.26; Суд 6.11,19; 9.6,37; 1Ц 22.6; 31.13; 1Пар 10.12; Иез 6.13; Ос 4.13)—то же, что дубрава (см.), в других местах—просто дерево.
дуба долина (1Ц 17.2; 21.9)—местность в низменной части Иудеи на запад от Иерусалима (точное положение не известно). (См. долины).
дубрава (Быт 12.6; 13.18; 14.13; 18.1; Вт 11.30; Нав 19.33; Суд 4.11; 1Ц 10.3; 3Ц 16.33; 18.19; 4Ц 13.6; 17.16; 18.4; 21.3; 23.14-15; 2Пар 15.16; 17.6; 33.3; Ис 1.29; 27.9; Иер 17.2)—естественная или насаженная группа деревьев, часто на возвышенном месте, среди которых устанавливался истукан, столб, статуя, посвященное (священное) дерево местного божества (иногда даже под отдельным «тенистым» деревом, дубом—3Ц 14.23; Ис 57.5 и др.). Во многих местах такие дубравы (рощи) в оригинале прямо названы капищами Астарты. (См. Астарта, высоты, дерево посвященное, дуб, идол, роща, столб, теревинф).
Дума (молчание)—а) (Быт 25.14; 1Пар 1.30)—аналог. Адбеел;
б) (Нав 15.52)—город удела Иудина на юго-запад от Хеврона;
в) (Ис 21.11)—в оригинале игра слов: «пророчество о молчании» или «тяжесть молчания», что относится, как полагают, к Едому.
дух—сущность, первопричина и главная действующая сила всего сущего (Иов 34.13-15). Дух человеческий (1Кор 2.11), который иногда понимается как душа, отличается от нее (1Фес 5.23) и стоит выше нее, ибо только он один способен соединяться с Духом Божиим (Рим 8.15-16; 1Кор 6.17). Словом «дух» также определяются и духовные способности человека (2Тим 1.7), которые различаются в верующих (Еф 1.13) и в сынах мира сего (1Ин 4.6; Рим 11.8). Все Ангелы есть служебные духи (Евр 1.14), среди которых есть злые (Лк 7.21). (См. также Ангел, сатана).
Дух Святой—Дух Божий, действующая Сила Божия. Дух Святой являлся участником акта творения (Быт 1.2), во все времена говорил через пророков Божиих, а с рождением Христа обильно действовал в Сыне Божием—Господе и Спасителе нашем во всё время Его земного служения. Теперь Он действует в верующих.
Дух Святой под этим именем в Ветхом Завете упоминается только в трех местах (Пс 50.13; Ис 63.10,11), в остальных же—как Дух Божий. В Новом Завете Дух Святой упоминается только под этим именем даже и до излияния Его на Апостолов через несколько дней после вознесения Господа Иисуса Христа (Мф 1.18; 3.11; 12.32; Мк 12.36; 13.11; Лк 1.41,67; 3.22; 4.1; 11.13; Ин 14.26; 20.22; Деян 1.2,5,8,16). Дух Святой есть Дух истины (Ин 15.26; 16.13-15) и любовь Божия (Рим 5.5).
душа—этим словом обозначаются два понятия. Во-первых, это жизнь человека (Быт 2.7; 3Ц 19.4; Иез 32.10; Мф 2.20; Лк 12.20; 21.19; Деян 4.32). Во-вторых, это отдельная человеческая особь, личность (Быт 9.15; 46.26; Иез 27.13; Деян 2.41; 3.23).
Душа это жизнь, которая присутствует в крови и в этом смысле её имеют также и животные (Лев 17.14). Из Лев 17.12-13 следует, что душа животного остается в его крови даже и после его смерти и возвращается в землю. Душа же человека после смерти тела возвращается к своему Творцу, Который дал её ему (Ек 12.7). Никаким анализом невозможно определить наличие (или отсутствие) души в крови и это есть одна из величайших тайн Божиих, как и сама жизнь.
Знаменательно, что в соответствии с Быт 1.30 растительная пища была дана только тем животным, в которых «душа живая». Только этих животных (и птиц) человек в дальнейшем употреблял в пищу и для жертвоприношений. Ничего подобного не сказано о хищных животных, которые поедают чужую плоть (вместе с кровью).
Знаменателен и другой факт. В Быт 1.26-28 и Быт 2.7 говорится о разных фазах творения человека (см.). В первой фазе Бог сотворил мужчину и женщину и не вдунул в человека душу, но предложил ему плодиться и размножаться и наполнять землю, и владеть ею и всеми животными. Во второй фазе Бог сотворил человека (без жены), вдунул в него душу и поместил его отдельно, в раю, который насадил для этого на востоке, а когда понадобилось, привел к нему всех животных (Быт 2.19). После того, как среди них не нашлось ему подходящего помощника (очевидно в телесном, животном смысле), тогда Бог создал из ребра Адама женщину (жену), которая ему подошла. После грехопадения Адама он был изгнан из рая в общую землю для возделывания её (Быт 3.23). Тут и соединились два человека–бывшие на земле «сыны и дочери человеческие» и вышедшие из рая «сыны Божии» (Быт 6.2).
Душа человека вечна, поэтому ее, в отличие от тела, убить нельзя. В Мф 10.28 «погубить» не значит уничтожить её, но ввергнуть в геенну (Лк 12.5), в которой она будет мучиться вечно (От 14.10-11). Христос на кресте обещал взять разбойника с Собой в рай (Лк 23.43) и ясно, Он говорил о его душе, которая будет там вечно блаженствовать.
Здесь вплетается еще одно очень важное и таинственное понятие—время. Бог сказал Адаму: «...в день, в который ты вкусишь от него, смертию умрешь» (Быт 2.17). После вкушения от дерева познания добра и зла Адам жил еще 930 лет. Также и в случае обещания Христа разбойнику («ныне же будешь со Мною в раю») «ныне» могло наступить только через 40 дней, в которые Господь оставался на земле. (См. время, кровь, жизнь, рай, смерть, творение, человек).
дщерь—см. дочь.
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter