ПОИСК ФОРУМ

 

Галилеяне

ГалилеяНазвание Галилеянин, встречающееся только в Новом Завете, означает вообще всех галилеян (Лук. 13, 1, 2; Иоан. 4, 45) или применяется к Спасителю (Матф. 26, 69; Лук. 23, 6), к ап. Петру (Марк. 14, 70; Лук. 22, 59), к Никодиму (Иоан 7, 52), к апостолам (Деян. 1, 11; 2, 7) и к Иуде Галил., о котором говорится в Деян. 5, 37. В эпоху Спасителя Галилея в большей своей части была заселена иудеями, но, кроме, того, содержала еще смешанную народность, состоявшую из греков, арабов, сирийцев и финикиян. Древняя еврейская кровь не сохранилась здесь в той чистоте, как в Иудее. Контраст между двумя народами севера и юга Палестины был так же поразителен, как и между природою этих двух стран. С одной стороны — природа, то жизнерадостная, то грандиозная, и население в одно и то же время простое и серьёзное, с идеями новыми и смелыми; с другой — бесплодная пустыня, народ привязанный к своим традициям, не желающий признавать ничего, кроме буквы закона. Ум галилейского поселянина охотно открывался новым верованиям, у иудеев же Иерусалима, наоборот, господствовали рутина и предрассудки. Галилея стала колыбелью христианства, тогда как Иудея была, иссушена узким фарисейством и близоруким саддукейством. Благодаря частым сношениям с соседними народами, галилеяне приобрели известную широту идей и примирительный характер, за что в Иудее на них смотрели дурно. В глазах гордых и ревнивых жителей святого города они слыли за невежд и глупцов (см.. Талмуд Вавилонский, Ерубин 53 б.). Было принято думать, что ничего хорошего, ни одного серьезного человека, ни одного пророка не могло произойти из Галилеи, в частности из Назарета (Иоан. 1, 46; 7, 52). Заслуживали ли они такого презрения? Нет. Иосиф Флавий (В. иуд. 3, 3,1) рисует нам их трудолюбивыми, открытыми и доблестными. Даже Иерусалимский Талмуд заявляет что они более заботились о славе, чем о деньгах, как раз наоборот с тем, что было в Иудее. В Галилее вдова оставалась в доме покойного мужа, тогда как в Иудее наследники имели право удалить ее, выдав ей ее долю. Другие места в Талмуде свидетельствуют о широкой благотворительности Галил. В одном местечке, в верхней Галилее, заботились о ежедневном снабжении одного старика порцией живности, потому что он имел обыкновение пользоваться этим родом пищи во время своего благоденствия. Если мягкость характера Галил. зависела от мягкости их климата, их темперамент, как и земля, обладали некоторыми вулканическими свойствами. Они были стремительны в восстаниях и легче возбуждались, чем жители Иудеи. Особенно жители Тивериады были по натуре склонны к переменам и легко подавались обольщениям (См. И. Флавий, Ж. 17). Иуда Галил. (Деян. 5, 37), основываясь на принципе, что Бог единый Владыка Своего народа, и принимая за признак рабства налоги, с целью которых была сделана перепись Квириния, прилагал все усилия, чтобы восстановить Иудеев против римского владычества, призывая их к свободе (Древн. 18, 1, 1, 6; В. иуд. 2—8). Он погиб, его партия, рассеянная, но далеко не уничтоженная, появилась позже вновь под именем Зилотов и сыграла важную роль в войне против римлян. Ев. Лука (13, 1, 2) делает намеки на трагический случай, происшедший в Иерусалиме, во времена Спасителя. Галилеяне, неожиданно застигнутые воинами Пилата в преддверии храма, в тот момент, когда священники приносили за них жертвы, были избиты без всякого сожаления, так что «их кровь смешалась с кровью жертв». Восстания были нередки в ту эпоху, особенно по случаю праздников, и Галил. всегда оказывались среди самых деятельных, возбужденных зилотов. Пилат укрощал восстававших без всякого милосердия, не останавливаясь даже перед святыней иудейского храма. Известно, как Галилея сделалась центром мятежа в последние дни иудейской истории перед падением Иерусалима. Несомненно, апостолы обладали отчасти этим кипучим характером, о чем свидетельствует случай с ап. Петром и Малхом в Гефсиманском саду (Иоан. 18, 10). В религиозном отношении Талмуд упоминает о некоторых различиях между Галилеей и Иудеей. В последней, новобрачные могли оставаться наедине тотчас после обряда бракосочетания, — свобода, которою не пользовались в Галилее, где вообще браки освящались с большей торжественностью. Галил. были более строги в религиозных обычаях. Накануне Пасхи в Иудее еще работали, тогда как в Галилее уже все работы прекращались. Талмуд перечисляет еще некоторые разности в обрядах в синагогах, в составе гражданского суда, в мерах и весах. Жители Иудеи были знакомы с различными религиозными науками более, чем Галил. В южной провинции находилось общество мудрецов и высшая школа ученых книжников. Северная же постоянно находилась в волнении и настороже, как в военное время. Она, по всей вероятности, имела только странствующих учителей, а не постоянные школы, как Иудея. Еще одно обстоятельство отдаляло Галил. от иудейской кафедры раввинов, — это именно их дурное произношение, делавшее их смешными в глазах южан. Известна история ап. Петра, акцент которого выдавал его происхождение (Матф. 26, 73). Действительно, в Галилее не различали гортанных букв. Жители Бефсана, Кифы и Тибаола смешивали в своем произношении айн с алеф, почему их не допускали читать вслух молитвы от лица собрания (Вавилон. Талмуд. Мегилла 24 б). Приводят такой случай: Однажды Галил. попросил: амр, ему ответили: «глупый Галил., чего ты просишь? осла-ли, чтобы поехать на нем — амор; выпить-ли вина — эммер; одежду-ли, чтобы прикрыть свое тело — амар; или овцу для заклания — эмар (Талмуд Вавил. Ерубин, 53 б.). Если иудеи и Галил. не особенно любили друг друга, тем не менее они не питали друг к другу ничего похожего на ненависть, и их несогласия были только в мелочах, тогда как в серьезных патриотических вопросах они были вполне единодушны, что и показала их беззаветная совместная отвага в отчаянной борьбе против общего врага — римлян в последнюю «Иудейскую войну».   

Р. Л.

Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 4, стр. 53. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1903 г.