Галилея
ГАЛИЛЕЯ (по-еврейски — Галил, И. Нав. 20, 7; 21, 32; 1 Пар. 6, 76; у 70-ти и в Новом Завете Γαλιλαἱα) — северная область Палестины, особенно известная из Евангелия. Так как эта земля была обитаема множеством языческих племен, то пророк Исаия (9, 1) называет ее «Галилея языческая». Впоследствии это название стало прилагаться и ко всей гористой возвышенности, лежащей между Иорданом и Средиземным морем, к которому примыкала равнина Ездрилонская. В эпоху Маккавеев мы видим уже эту область отделенной от Самарии и Иудеи. Галил. составляла одну из трех главных частей Палестины к западу от Иордана (Лук. 17, 11; Деян. 9,31). Она заключала в себе земли древних колен Асира, Нефеалима, Завулона и Иссахара. В целом Галил. представляла собою продолжение Ливана и так связана с ним, как можно сказать, корень с деревом. Этой зависимости отчасти она обязана своим плодородием, ставящим ее даже и теперь много выше Самарии и Иудеи. И действительно, Ливан, скопляя в себе влагу, приносимую западными ветрами, насыщенными морскими испарениями, изобилует зимними снегами и орошает корни лесов сокровищами скопленной им в своих недрах влаги. Благодаря этому, при более обильных дождях образуются многочисленные потоки, орошающие страну. Поэтому мягкая температура на берегах, жаркая в долине Иордана и всегда свежая в горах. Воздух там живителен. Особенно в прежнее время: леса, луга, обработанные земли, поля, покрытые рожью и пшеницей, сады, огороды, виноградники, источники, озера и реки, многочисленные цветущие города придавали этой стране разнообразный и пленительный характер. В благословении Иакова и Моисея, относящемся к северным коленам (Быт. 49, 13, 14, 20, 21; Втор. 33, 18, 19, 23, 24) есть указание на эти богатства. В первый век нашей эры это был дивный уголок Палестины. Описание, оставленное нам Иосифом Флавием (В. Иуд. 3, 3, 2; 10, 8), рисует нам поистине чудную картину. Мягкость климата, красота природы, неистощимое плодородие почвы — все это было здесь. Особенно Тивериадское озеро было гордостью страны. Постоянно оживляемое лодками рыбаков, оно отличалось по берегам роскошной растительностью, изобиловало деревьями всех пород. Плодородие Галилеи не менее прославляется Талмудом. «Страна Нефеалимова, говорит Талмуд Вавилонский, всюду покрыта плодородными полями и виноградниками. Фрукты в этой стране считаются чрезвычайно приятными на вкус». Особенно масло здесь производилось в изобилии. Вот почему, как говорит Св. Писание (Втор. 33, 24), Асир «окунал в елей ногу свою». Вино было более редко и вследствие этого более ценилось. Не было недостатка и в льне. Женщины изготовляли одежды из льняной пряжи, чрезвычайной тонкости. Несмотря на упадок, страна сохраняет еще остатки своей былой красоты. Леса уже более редки, но все же, кроме кустарников и ароматических растений, находятся еще многочисленные породы растительного царства: маслина, смоковница, дуб, теревинф, орешник, пальма, кедр, кипарис, сосна, дикая смоковница, тутовое дерево, апельсинное дерево и роскошный розовый лавр. В числе главных продуктов, кроме ржи и пшеницы, можно считать: индиго, рис, сахарный тростник, апельсины, груши, абрикосы и т. д. Рыба в Тивериадском озере превосходная. Ездрилонская равнина — это изобильная житница. Нет ничего красивее и свежее Иорданских источников близ Телль-эль-Кади и Баньи. Наконец, меловой известняк, образующий Галилею, пробуравлен вулканическими скалами в окрестностях Сафеда и по берегам Генисаретского озера; отсюда теплые источники, находящееся на западном берегу озера. Отсюда землетрясения, несколько раз разрушавшие страну. В 1759 и в 1837 годах Сафед был превращен в развалины. Последнее землетрясение погубило 5000 человек в этом злополучном городе.
Население и города. Исиф Флавий (В. иуд. 3, 4, 2) представляет нам Галилею заселенною до последних уголков, усеянною городами с многочисленным населением, число которого он, впрочем, преувеличивает. В своем сочинении «Жизнь», § 45, он насчитывает 204 селения и 15 укрепленных городов. Эта густота населения будет понятной, если принять во внимание благоприятные условия климата, богатство почвы, доходы с промышленности и торговли. В Хананейскую эпоху, когда эта северная область была поделена между четырьмя коленами Асира, Нефеалима, Завулона и Иссахара, уже насчитывалось 69 важных городов, которые Библия перечисляет поименно (И. Нав. 19, 10—39). Колено Нефеалимово имело 16 укрепленных городов — «еремибзор» (И. Нав. 19, 35—38). В книгах, относящихся к каждому из этих колен, можно найти названия этих древних городов. Мы приведем наиболее известные из Нового Завета, те, о которых говорят И. Флавий и Талмуды, чтобы дать представление о Галил. в наиболее важную эпоху ее истории. Главным образом жизнь сосредоточивалась на берегах Тивериадского озера. Теперь в одних только полуразрушенных стенах Табарье сохранилось движение, в прежние времена оживлявшее эти восхитительные берега. Во времена Спасителя по направленно к северу лежали города: Магдала, город Марии Магдалины, Капернаум, где по преимуществу жил Спаситель; Хоразин, подвергшийся от Христа проклятию; Вифсаида, родина апостолов Петра, Андрея и Филиппа. По направлению к южной конечности озера — Тарихея, одно из укрепленных И. Флавием и взятых Титом мест (см. И. Флав., В. иуд. 2, 20, 6; 3, 10,1, 5). В этом же округе, на некотором расстоянии от берегов, находились Бефмаон (теперь Маун) и Арбелла (Ирбит), упоминаемая в Талмуде, вследствие производства там широко распространенных тканей, укрепленная И. Флавием (Ж. 37). В верхней Галилеи можно отметить: Кефар-Генания, жители которой были в большинстве продавцами горшков из черной глины; Акабара (теперь Акбара), где разводились фазаны и которую укреплял И. Флавий (В. иуд. 2, 20, 6; Ж. 37); Сефат или Сафед, один из наиболее важных в настоящее время городов, расположенный на возвышенности, с которой открывается чудный вид. Мерон (Мейрон, почти всегда упоминаемый в Талмудах вместе с Гуш-Галабой) славился своим изобилием масла. Эта последняя — древняя Гискала, укрепленная И. Флавием и дольше всех державшаяся против римлян (В. иуд. 2, 20, 6; 4, 2, 1, 5, называется теперь Эль-Джиш). Древние библейские города, Кадес и Кана существуют теперь под теми же названиями. В нижней Галил.: Гобара (Кербет Кабра), бывшие, по И. Флавию (Ж. 25, 46), с Сенфоридой и Тивериадой одним из трех больших городов Галил.; древняя Иотапата, знаменитая обороной против Веспасиана и где И. Флавий был взят в плен (В. иуд. 3, 4, 7—36; 8), в настоящее время Кербет; Джефат (Шефарам), куда синедрион перенес свои заседания, после того как покинул Ушу; Сиппри, очень важный город, о котором говорят Талмуд и И. Флавий (Древн. 14, 5, 3; 17, 10, 9; В. иуд. I, 7, 5 и т. д.), взятый Иродом Великим, сожженный Варом, восстановленный Иродом Агриппою, сделавшийся самым важным городом, командующим всей Галилеей; в настоящее время имеет еще 3500 жителей и называется Сефурье; Вифлеем (Несерье) «Вифлеем близ Назарета», в отличие от Вифлеема Иудейского; Самария (И. Флав., Жизнь, 24), сохранившая до конца II века иудейское население, существует под названием Семунея.
Города наиболее известные в Новом Завете — Назарет и Кана (Кефр-Канна). Наконец, в Ездрилонской равнине и в равнине Иордана можно отметить Найм (Наин), примыкающий к Джебель-Дай или Малый Ермон, Бефсан или Скифополь (Бейсан), о котором один раввин сказал: «Если рай находится в Палестине, то Бейсан — дверь к нему» (И. Флав., В. иуд. 3, 3, 4, т. е. Джепим, древний Енгапин).
Это краткое обозрение, обнимающее только главнейшие города Галил., показывает нам как повсюду, куда бы ни бросили мы взор, на возвышенностях и равнинах, были большие скопления многочисленного, богатого и деятельного населения.
Дороги. Галилея имела важные преимущества над другими областями не только благодаря богатству почвы, многочисленности жителей, но и по своему географическому положению и путям сообщения, связывавшим ее с соседними странами. В то время, как Иудея оставалась замкнутой страной, Галил. была широко открыта. Ее пересекали дороги, тянувшиеся по финикийским берегам в Самарию, к Галааду, в Авран, Дамаск, равно как в Египет и Ассирию. Они пролегали не только по равнине Ездрилонской, долине Иордана и по широким плоскогорьям нижней Галил., но пересекали и лабиринт гор верхней. Галил. На них указывают известные торговые пути, несколько разрушенных ханов (гостиниц), следы римских дорог. С древнейших времен до наших дней Дамаск имел выходы к морю, хотя они и изменялись с веками и в зависимости от политических обстоятельств. Портами, служившими этому великому городу складочным местом, были: то Триполи, Бейрут, Сидон, то Тир, Акра или Каифа. Три последние были наиболее удобными и потому предпочитались другим. Одна дорога, пролегая у подножья Ермона, проходила Банью, пересекала Иордан у Телль-эль-Кади и через Абрику шла прямой линией к Тиру. Чтобы достичь Акки или Каифы, другая шла в юго-западном направлении близ Джизр-Бешат-Вакуб, к югу от озера Мером, пересекала границу обеих Галил. или тянулась по берегу Тивериадского озера, чтобы сойти в Ездрилонскую равнину. Третья, со своими разветвлениями переходила Иордан, на юге от Генисаретского озера и соединялась с сетью дорог великой равнины, служившей местом встречи древних народов. Дорога, проходившая по столь часто посещаемым берегам Тивериадского озера, пересекала колена Нефеалимово и Завулоново и была именно тем «приморским путем», о котором говорит Исаия (9, 1), возвещая о божественном свете, который Мессия должен пролить на эти страны. Галил. была, таким образом, изрезана массой дорог, пересекавших ее с востока на запад и сходившихся к важнейшим пунктам на побережьях Средиземного моря и Иордана. Другие дороги испещряли ее в обратном направлении, пролегая по приморской равнине с юга на север или извиваясь по холмам в том же направлении, напр. через Сафат и другие важные пункты.
История. Израильтяне, поселясь в Палестине, сохранили в своей среде много покорённых хананеян (Суд. 1, 30 — 33; 4, 2). Эта слабость послужила для них источником частых затруднений. С другой стороны, благодаря соседству языческих народов, языческий элемент всегда оставался довольно сильным в этой области (И. Нав. 9, 1). Он сделался господствующим когда Феглавфелассар, царь Ассирии, увел в плен обитателей верхней Галилеи и земли Нефеалимовой (4 Цар. 15, 29; И. Флав., Древн. 9, 11, 11, 1). По возвращении из плена, в эпоху асмонеев, иудеи были очень малочисленны среди этих народностей, которые вследствие этого притесняли их. Однажды они послали просить защиты у Иуды Маккавея, говоря, что жители Птолемаиды, Тира и Сидона и все галилейские народы соединились против них, с целью их погубить. Иуда поручил защиту их своему брату Симеону, который отправился с трех тысячным войском и нанес ряд поражений язычникам, около трех тысяч которых пало под его ударами, затем привел с собою в Иудею, к радости всего народа, галилейских иудеев с их женами, детьми и всем имуществом (1 Мак. 5, 14 — 23, 55; И. Флав., Древн. 12, 8, 2). При Иоанафане Маккавее могущество Асмонеев быстро возросло и распространилось на Галил. (Древн. 13, 2, 3; 4, 9; 5, 6). Иоанафан нанес поражение полководцу Дмитрию в Кадесе (1 Мак. 11, 63—74; Древн. 13, 5, 6); но кончил тем, что сам попал в ловушку, устроенную ему Трифоном, хотя две тысячи человек, посланных им в Галил., успели благополучно возвратиться в Галил. (1 Мак. 12, 47—52; Древн. 13, 6, 2). Галил. сделалась частью царства Асмонеев и, без сомнения, пользовалась общим благоденствием в правление Иоанна Гиркана. Может быть, именно в эту эпоху иудеи начали поселяться в этой области. Понятно, что плодородие почвы и удобства для торговли должны были привлекать массу переселенцев с менее богатых холмов Иудеи. В 47 году до P. X. Антипатр, будучи правителем Иудеи, доверил управление Галил. своему 25-летнему сыну Ироду (Древн. 14, 9, 2), который позже сделался царем. По его смерти Ирод Антипа сделался четвертовластником в Галилеи и Переи (Древн. 17, 8, 1), каковую должность исполнял до своего изгнания, в 39 г. после P. X., т. е. в течение периода, совпадавшего со временем земной жизни Спасителя (Лук. 3, 1; 23, 7). Затем страна досталась Ироду Агриппе I, после которого перешла к римскому прокуратору Иудеи, за исключением маленького округа, отданного Ироду Агриппе II. В таком положении она оставалась до окончательного крушения всего народа. Галилея, главным образом, Евангелию обязана тем местом, которое она занимает в мировой истории. Именно там, в «Галилейском городе Назарете» воплотился Сын Божий, провел свои детство и юность. Там раздалась Его первая проповедь, с которой Он выступил на путь своего служения (См. Лук. 1, 26; 2, 4, 39; 4, 14, 16; Матф. 2, 22, 23; 4 12, 13; 21, 11; Марк. 1, 9, 14). «Кана Галилейская» была местом совершения Его первого чуда (Иоан. 2, 1, 11; 4, 46); «Капернаум Галилейский» служил Ему местом пребывания, когда Он покинул Назарет, и видел многочисленные знамения Его могущества и Его божественного учения (Матф. 4, 13; 9, 1; 11, 20; Лук. 4, 31). «Море Галилейское» было свидетелем многих важнейших событий Его общественной жизни, как призвание апостолов, укрощение бури, чудесный улов рыб и т. д. (Матф. 4, 18; 1.5, 29; Марк. |и, 16; 7, 31). Иисус Христос ходил по Галилее, щедро изливая повсюду по городам и деревням знамения своей благости. Толпы приходили из самых захолустных деревушек, чтобы видеть и слышать Его (Матф. 4, 23, 25; Марк. 1, 14, 28, 39; 3, 7; Лук. 4, 44; 5, 17; 23, 5). Там именно Он преобразился на горе (Матф. 17, 1; Марк. 9, 2; Лук. 9, 28); и, наконец, являлся своим апостолам, тоже галилеянам, по воскресении (Матф. 26, 32; 28, 7, 10, 16; Марк. 14, 28; 16, 7). Таким образом, Галилея была колыбелью христианской веры, местом деятельности и проповеди Спасителя в продолжение значительного периода Его служения. Удивительно ли, что столько страниц Евангелия отражают физический и нравственный облик этой страны. Чудеса, проповеди, притчи Спасителя, события Его повседневной жизни, всё это картина, воскрешающая перед нашими глазами богатства и красоты природы, а также и нравы этой страны. Припомним отдельно нагорную проповедь (Матф. 5 — 8); воскрешение сына наинской вдовы (Лук. 7, 11 — 16); умножение хлебов (Матф. 14, 13—21; Марк. 6, 31—44); брак в Кане Галилейской (Иoaн. 2, 1—11); призвание Левия и пир у него (Лук. 5, 27 — 39); притчи о сеятеле, о горчичном зерне (Матф. 13), и т. д. Ничто не ускользнуло от взгляда и внимания Господа Христа. Небо, земля, море, хлебные поля, цветы, трава лугов, рыбы, птицы всё служило Ему основой для Его дивных поучений. Будучи родиной Спасителя и апостолов, Галилея после разрушения Иерусалима сделалась религиозным центром иудеев, местом их самых блестящих школ и резиденцией их наиболее знаменитых раввинов. В некоторых местах находятся прекрасные остатки их синагог. Тивериада особенно сделалась их святым городом. Там утвердились устные законы и предания, на которые так часто делал намеки Спаситель и из которых в начале III-го века образовался обширный сборник под названием Мишна и «повторение» или «второй закон», дополненный позже Гемарой. Вместе эти два сборника образовали Талмуд Иерусалимский. Там же появилась Масора или критический труд на еврейский текст Библии, плод долгого и добросовестного изыскания. О характере и диалекте жителей Галилеи — см. под словом Галилеянин.
Литература: Viguroux, Dictionnaire de la Bible, art. Galilee; N. Reland, Palestina. Утрехт 1714, I, 127—129, 180—184, 306—307; A. P. Stanleu, Sinai and Palestine, Лондон 1866, 361—387; A. Neubauer, La geographie du Talmud, Париж .1868, стр. 177—240; V. Guerin, Galilee, Париж 1880, т. I (ст. 76—82, границы и общее описание) и II; Survey of western Palestine, Memoirs, Лондон. 1881—1883, т. I; S. Merrill, Galilee in the Time of Christ. Бостон, 1881; Лондон, 1885; Conder, Handbook to the Bible, Лондон, 1887, ст. 208; 311—314, 318; Tent Work in Palestine, Лондон, 1889, ст. 71—87; G. A. Smith, The historical Geography of the Holy Land, Лондон, 1894, ст. 414—435; F. Buhl Geographie des alten Palestina, Фрейбург в Бризгау и Лейпциг, 1896, ст. 72—74, 82, 107,103, 214—237.А также много статей и исследований в «Палестинском Сборнике» и др. изданиях Императорского Палестинского Общества».
Р. Л.
Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 4, стр. 43. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1903 г.