А. П. Лопухин *
Исход
ИСХОД — библейское историческое событие, означающее выход еврейского народа из Египта. Во время своего пребывания в Египте евреи, пользуясь сначала милостями правительства, начали быстро размножаться, так что из них образовался целый народ. Пока в Египте властвовали так называемые цари-пастухи, гиксы (см.), родственные евреям по своему племенному происхождению и положению в стране, последним жилось привольно; но когда гиксы были изгнаны из Египта и власть снова перешла к туземным фараонам, положение их круто изменилось к худшему. Подозрительно относясь к народу, пользовавшемуся особенными милостями низвергнутой чужеземной династии, туземные фараоны начали всячески притеснять его и обращали его на тяжелые работы. Чтобы обеспечить страну от вторжения диких чужеземцев, правительство нашло нужным построить несколько новых укреплений, и на эти тяжелые земляные и кирпичные работы употреблен был даровой труд евреев. Так они построили фараону Пифом и Раамсес, города для запасов (Исх. 1, 11), т. е. пограничные крепости, с кладовыми для военных припасов. Вопль народа дошел до слуха Иеговы, и Он послал ему избавителя в лице Моисея. Чудесно спасенный и воспитанный при дворе, Моисей (см.) получил поручение освободить народ, повел борьбу с гордыми фараонами; опираясь на постигшие страну казни египетские (см.), он вынудил фараона отпустить народ. Совершив установленную в воспоминание знаменательного события Пасху, народ, под предводительством Моисея, двинулся из Египта, захватив с собою массу всяких сокровищ, взятых у египтян. Так как прямой путь на северо-восток был прегражден сплошной стеной пограничных укреплений, то Моисей повел народ к юго-восток, чтобы обогнуть западный залив Чермнаго или Красного моря, проникнуть в степи Синайского полуострова. Между тем фараон успел одуматься: не желая лишиться огромной даровой рабочей силы, он бросился в погоню за беглецами и настиг их у берега залива. Положение евреев было критическое, между ними готова была разразиться паника; но по чудесному мановению жезла Моисеева, море расступилось перед ними и они успели перебраться на другую сторону, а когда египтяне бросились за ними, оно поглотило их в своих волнах. Народ торжественно отпраздновал это великое событие хвалебными песнями Иегове и ликованием. Затем евреи двинулись к Синаю, где дан был им закон и где совершилась полная религиозная и общественно-политическая реорганизация народа. После 40-летнего странствования в пустыне евреи вступили в Палестину. Чудесное событие перехода через Чермное море сохранилось в предании у египетских жрецов, которые старались, подобно новейшим рационалистам, объяснить это тем, что Моисей, хорошо изучивший приливы и отливы, воспользовался для перехода одним весьма большим отливом. Из современных ученых египтолог Бругш предполагает, что евреи пошли совсем не южной дорогой к Чермному морю, а к северо-востоку, по направлению к Пелузию. Там и теперь есть узкая береговая полоса — между Средиземным морем и Сирбожскими оз., которая, по-видимому, может служить путем сообщения между Египтом и Палестиной и по которой неоднократно проходили войска, хотя во время бурь она затопляется (что-де и случилось с египтянами). Последние исследования доказали невозможность, однако, перехода по этой береговой полосе, так как в некоторых местах она совершенно прерывается. Возможно, что берег с того времени изменился; но и в таком случае невероятно, чтобы Моисей повел свой народ этим путем, так как тут он вынужден был бы прорываться чрез укрепления Пелузия, запиравшие выход из страны.
История исхода евреев из Египта изложена в особой библейской книге, носящей название «Исход» (῾Έξοδος, Exodus), Это вторая книга Моисеева Пятикнижия. Она состоит из сорока глав. После краткой характеристики положения евреев в Египте (1 глава) описывается жизнь Моисея и затем излагается вся история борьбы с фараонами, выхода евреев из Египта, стоянки у Синая, дарования там законодательства и устроения скинии, со всеми ее принадлежностями. Подлинность этой книги, как и других книг Моисея, неоднократно подвергалась отрицательной критикой сомнениям, особенно вследствие наполняющих ее чудес; но содержащаяся в вей масса указаний на исторические, культурные и физические явления древнего Египта находит подтверждение в новейших исследованиях и открытиях в области египтологии. Книга Исход всегда признавалась каноническою, как евреями, так и христианами. Как самое событие исхода, так и книга Исход были предметами многократных исследований, составляющих обширную литературу.
См. Hoter, «De transita israelitarum per mari Rubrum (Иена 1759); Raumer, «Zug der Israeliten aus Aegypten nach Kanaan» (1837 г.); Brugsch-Bey, «L'Exode et les monuments egyptiens» (1875); G. Ebers, «Durch Gosen zum Sinai» 1872); специальное исследование проф. Ф. Г. Елеонского, «История народа израильского в Египте» (1884 г., не оконч.); несколько гл. в I т. «Библ. истор.» А. II. Лопухина; Комментарий Спикера (коммент. на Исход принадлежит Ролинсону); «Летопись» Г. Властова.
А. П. Лопухин
Источник текста: Православная богословская энциклопедия. Том 5, столб. 1143. Издание Петроград. Приложение к духовному журналу "Странник" за 1904 г.