А. П. Лопухин. Толкование на Евангелие от Луки
Глава 21
1–4. Две лепты вдовы. – 5–38. Пророчество о разрушении Иерусалима и о втором пришествии Христа.
1. Взглянув же, Он увидел богатых, клавших дары свои в сокровищницу;
2. увидел также и бедную вдову, положившую туда две лепты,
3. и сказал: истинно говорю вам, что эта бедная вдова больше всех положила;
4. ибо все те от избытка своего положили в дар Богу, а она от скудости своей положила все пропитание свое, какое имела.
Повествование о вдове, положившей в храмовую сокровищницу две лепты, представляет собою почти точное повторение рассказа евангелиста Марка (Мк.12:41–44).
«Взглянув же». До сих пор Господь вел беседу со Своими учениками. Теперь Он осматривает народ, входивший в храм, и видит вдову.
«В дар» (стих 4) точнее: «в дары» (εἰς τὰ δῶρα), т. е. богатые прибавили от себя к дарам, находившимся в сокровищнице.
5. И когда некоторые говорили о храме, что он украшен дорогими камнями и вкладами, Он сказал:
6. придут дни, в которые из того, что вы здесь видите, не останется камня на камне; все будет разрушено.
7. И спросили Его: Учитель! когда же это будет? и какой признак, когда это должно произойти?
Вступление в речь о погибели Иерусалима и о конце мира изложено по Евангелию Марка с сокращениями (Мк.13:1–4).
«Некоторые». Это были, по всей вероятности, ученики Христа (ср. стих 7 и Мк.13:1).
«Дорогими камнями» (ср. Мк.13:1).
«Вкладами» (ἀναθήμασι). Это разные приношения храму, сделанные по известным случаям, например, золотая виноградная лоза, подаренная Иродом великим (Иосиф Флавий. «Иудейская война», VI, 5, 2).
«Когда же это будет?» По-видимому, спрашивающие имеют в виду только разрушение Иерусалима, но так как этот факт в их представлении был тесно связан с погибелью мира, то они ничего и не спрашивают о последней (см. Мк.13:4).
8. Он сказал: берегитесь, чтобы вас не ввели в заблуждение, ибо многие придут под именем Моим, говоря, что это Я; и это время близко: не ходите вслед их.
9. Когда же услышите о войнах и смятениях, не ужасайтесь, ибо этому надлежит быть прежде; но не тотчас конец.
10. Тогда сказал им: восстанет народ на народ, и царство на царство;
11. будут большие землетрясения по местам, и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба.
Господь говорит здесь о предвестиях наступления мессианского времени, времени открытия славного Царства Мессии.
«Тогда сказал им» (стих 10), т. е. после предварительного увещания начал изображать предстоящие бедствия.
«По местам», т. е. то там, то в другом месте.
«С неба». Это определение относится к обоим предыдущим выражениям «явления» и «знамения». Подробнее об этом сказано в комментариях к Мк.13:6–8; Мф.24:4–7.
12. Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое;
13. будет же это вам для свидетельства.
14. Итак положите себе на сердце не обдумывать заранее, что отвечать,
15. ибо Я дам вам уста и премудрость, которой не возмогут противоречить ни противостоять все, противящиеся вам.
16. Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят;
17. и будете ненавидимы всеми за имя Мое,
18. но и волос с головы вашей не пропадет, –
19. терпением вашим спасайте души ваши.
О бедствиях, которые перед наступлением этого времени постигнут учеников Христа, евангелист Лука говорит, в общем, согласно с Марком (Мк.13:9–13).
«Прежде же всего того» (стих 12), т. е. эти бедствия постигнут вас еще до разрушения Иерусалима.
«Будет же это вам для свидетельства» (стих 13), т. е. вы этим сможете проявить свою верность Мне.
«Уста» (стих 15), т. е. способность говорить красноречиво и убедительно. Это получили апостолы в ниспослании им Святого Духа (см. Деян.6:10).
«Но и волос с головы вашей не пропадет» (стих 18). По обычному толкованию (см., например, Толковое Евангелие еп. Михаила), здесь речь идет о том, что Бог будет охранять учеников, оберегать их жизнь, необходимую для евангельской проповеди. Но такому объяснению не соответствует выражение 16-го стиха: «некоторых из вас умертвят». Вероятнее то мнение, что здесь речь идет о сохранении учеников в духовном отношении: «ничто из вышесказанного не послужит к ущербу вам в деле вашего спасения». К этому толкованию подходит и смысл 19-го стиха, где речь идет, несомненно, о том, что через терпение в страданиях ученики Христовы сохранят себя для вечной истинной жизни (Мк.13:13). Наконец, можно бы понимать это место и так, что если апостолы и будут терпеть несчастия, мучения, то только там, где на это будет соизволение Божие (ср. Мф.10:30).
20. Когда же увидите Иерусалим, окруженный войсками, тогда знайте, что приблизилось запустение его:
21. тогда находящиеся в Иудее да бегут в горы; и кто в городе, выходи из него; и кто в окрестностях, не входи в него,
22. потому что это дни отмщения, да исполнится все написанное.
23. Горе же беременным и питающим сосцами в те дни; ибо великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей:
24. и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы; и Иерусалим будет попираем язычниками, доколе не окончатся времена язычников.
О разрушении Иерусалима евангелист Лука говорит, в общем, согласно с Марком (Мк.13:14 и сл.), но есть здесь и некоторые особенности.
«Иерусалим, окруженный войсками» (стих 20). Некоторые (у нас – еп. Михаил) полагают, что евангелист Лука здесь объясняет, что такое «мерзость запустения», о которой говорит Марк (и Матфей). Но такое толкование ни на чем не основано. Окружение города войсками не есть еще «запустение» его...
«Находящиеся в Иудее» (стих 21). Это относится к ученикам Христовым, как видно из 20 стиха («увидите» – «знайте»). Возможность бежать из города, следовательно, еще представится, несмотря на то что город будет окружен (стих 20).
«Да исполнится все написанное» (стих 22). Тут подразумеваются многочисленные пророчества о погибели Иерусалима, в том числе и пророчество Даниила о 70 седминах (Дан.9:26–27).
«От острия меча» (стих 24) – точнее: «от уст меча» (στόματι μαχαίρας). Меч изображен как кусающий зверь (ср. Быт.34:26; Втор.13:15). Согласно Иосифу Флавию, при осаде и взятии Иерусалима погибло около миллиона иудеев.
«Отведутся в плен». В плен было уведено – большей частью в Египет и другие провинции – 97 тысяч.
«Иерусалим будет попираем язычниками». Город здесь изображается как личность, с которой язычники будут обходиться с крайним презрением (ср. Ис.10:6; Откр.11:2).
«Доколе не окончатся времена язычников», т. е. до тех пор, пока не пройдет период времени, назначенный язычникам для совершения приговора Божия о народе иудейском (св. Иоанн Златоуст). Окончиться эти «времена» (καιροί) должны ко второму пришествию Христа (ср. стихи 25–27), которое должно наступить еще при жизни слушателей этой речи (стих 28: «поднимите головы...»). Поэтому здесь не может быть речи о долгих сроках и, следовательно, тут нет пророчества о падении язычества при Константине Великом и тем более об обращении «полного числа язычников» (Рим.11:25) ко Христу. Понятно, что под пришествием Христа здесь нужно будет понимать не пришествие Его перед концом мира, а пришествие Его в Святом Духе или же считать речь о втором пришествии сказанной в духе ветхозаветных пророчеств (см. комментарии к Мф.24).
25. И будут знамения в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится;
26. люди будут издыхать от страха и ожидания бедствий, грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются,
27. и тогда увидят Сына Человеческого, грядущего на облаке с силою и славою великою.
28. Когда же начнет это сбываться, тогда восклонитесь и поднимите головы ваши, потому что приближается избавление ваше.
29. И сказал им притчу: посмотрите на смоковницу и на все деревья:
30. когда они уже распускаются, то, видя это, знаете сами, что уже близко лето.
31. Так, и когда вы увидите то сбывающимся, знайте, что близко Царствие Божие.
32. Истинно говорю вам: не прейдет род сей, как все это будет;
33. небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут.
Второе пришествие будет предварено особыми знамениями, о которых евангелист Лука говорит, более приближаясь к Евангелию Марка (см. Мк.13:24–31).
«Знамения в солнце» (стих 25; см. Мк.13:24).
«Уныние народов и недоумение» – точнее: скорбь народов в безнадежном состоянии духа пред шумом моря и волн (шум моря и возмущение его – это именно и есть то, перед чем люди будут стоять в безнадежном состоянии духа, συνοχὴ ἐθνῶν ἐν ἀπορίᾳ).
«Издыхать от страха» (стих 26). Так как изображение идет все более и более сильным темпом, то здесь нужно видеть не простое бессилие, а прямо испускание последнего дыхания людьми.
«Ибо силы небесные поколеблются». В этом и будет причина необычайного шума моря и других смятений в мире.
«Избавление ваше» (стих 28) – то же, что «отмщение за избранных» (Лк.18:7). Начнется суд над злодеями и прославление страдальцев за имя Христа.
34. Смотрите же за собою, чтобы сердца ваши не отягчались объядением и пьянством и заботами житейскими, и чтобы день тот не постиг вас внезапно,
35. ибо он, как сеть, найдет на всех живущих по всему лицу земному;
36. итак бодрствуйте на всякое время и молитесь, да сподобитесь избежать всех сих будущих бедствий и предстать пред Сына Человеческого.
Увещательный характер в заключение этой речи можно наблюдать и у Матфея, и у Марка, но у Марка и Матфея это увещание гораздо проще и короче (ср. Мк.13:33 и сл.; Мф.24:42).
«Объядение» – точнее: «похмелье», как результат вчерашнего опьянения (κραιπάλῃ) в отличие от пьянства (μέθῃ).
«День тот», т. е. день второго пришествия и суда.
«Не постиг вас». День этот олицетворяется как схватывающий людей неожиданно.
«Как сеть» – сеть, которую набрасывают на животных или птиц охотники (ср. Ис.24:17).
«На всякое время». Это выражение правильнее относить к слову «молитесь» (δεόμενοι), потому что о всегдашней молитве Господь говорил и выше (Лк.18:1–7).
«Да сподобитесь» – это цель и вместе содержание молитвы. Согласно лучшим кодексам здесь читается: чтобы вам иметь силу, быть в состоянии (κατισχύσατε, а не καταξιωθῆτε).
«Избежать всех...» Т.е. счастливо миновать все опасности, какие вам будут предстоять, и спасти свою жизнь, т. е. свое положение избранных Божиих (ср. стих 19 и Лк.18:7).
«Предстать пред Сына Человеческого» (см. Мк.13:27). Избранные будут поставлены (σταθῆναι) пред Христом Ангелами и составят вокруг Него избранную свиту (ср. 1Сол.4:17). О суде над этими избранниками Божиими здесь речи нет.
37. Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою.
38. И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его.
Здесь дается общее обозрение деятельности Христа в последнее время Его жизни. Господь продолжал днем, не боясь врагов, выступать в храме как учитель, а на ночь удалялся на гору Елеон (ср. Мк.11:19).
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter