<<<   БИБЛИОТЕКА   >>>


Н.Н. Глубоковский. Библейский словарь

ПОИСК ФОРУМ

 

В

Ваал (хозяин, господин, властитель)—а) наиболее широко известное языческое божество, которому в древности поклонялись многие народы востока. Для правильного понимания значения этого божества полезно заметить, что в древнееврейских текстах книг Ветхого Завета этим именем часто передавались и такие понятия, которые переведены на русский язык как: хозяин (Исх 21.28,34; Суд 19.22), властитель (Ис 16.8), женатый (Исх 21.3), муж (2Ц 11.26), житель (Суд 9.2), Ваали (Ос 2.16). Этим именем обозначались местные боги (властители) отдельных народов и даже городов: Ваалвериф (господин союза, покровитель) особенно почитался в Финикии; Ваал-Фегор (покровитель воспроизведения) особенно был в почете у моавитян (подобное поклонение, между прочим, было известно и у народов Индии и Китая); Веельзевул (бог мух) был божеством в Аккароне, особенно страдавшем от мух и т.д. И хотя, как видим, именем Ваал разные народы пытались олицетворить различные высшие силы, это не было поклонением Единому Богу, Творцу и Вседержителю, ибо каждый раз этот бог посвящался какой-то отдельной природной силе—солнцу, огню, животворной силе природы (размножению) и т.д. и такому богу всегда посвящался определенный истукан (изделие из какого-либо видимого материала) чаще всего в виде человека с бычьей головой. И даже народ Божий, когда долго не было Моисея, ушедшего на гору Синай, сделал себе подобного истукана (в виде тельца, как в Египте) и назвал его тем же именем (переведенным в этом случае как «господь», Исх 32.5; ср. Мериббаал). В Вавилоне этот же бог назывался Вил. Во многих местах ему приносились даже человеческие жертвы (Иер 19.5). Когда народ Божий столкнулся с наиболее обольстительным поклонением Ваалу под именем Фегор (см.), то многие подпали под этот соблазн. Последовавшее суровое наказание от Господа (Чис 25) на время этот грех отстранило от израильтян, но позже поклонение Ваалу пришло из Финикии (при Ахаве—3Ц 16.31-32), укрепилось в Израиле, а при Ахазе и Манассии—царях иудейских—перекинулось и на Иудею. Жертвенники Ваалу устраивались на высоких местах, на кровлях домов и даже на дворах храма и на крыше царского дворца (4Ц 23.12). Поскольку чаще всего Ваал почитался как бог солнца, его супругой считалась Астарта, богиня луны или неба (см. Адонаи);

б) (Нав 15.9,10)—см. Кириафиарим;

в) (Нав 15.11)—гора на северной границе удела Иудина в районе города Екрон;

г) (1Пар 4.33)—аналог. Ацем и Атах (в Нав 19.8 назван Ваалаф-Беер или Рама, а в 1Ц 30.27—Рамоф) (в Нав 15 не упомянут);

д) (1Пар 5.5)—один из предков Бееры (см. Беера,а);

е) (1Пар 8.30; 9.36)—аналог. Авдон,г.

Ваала (госпожа) (Нав 15.29)—см. Билга.

Ваалаф (госпожа) (Нав 19.44; 3Ц 9.18; 2Пар 8.6)—аналог. Бене-Верак (расположен в районе Веф-Орона или Екрона).

Ваалаф-Беер (господин или владелец источника) (Нав 19.8)—см. Ваал,г.

Ваалвериф (Ваал-Вериф) (господин союза) (Суд 8.33; 9.4,46)—одно из имен Ваала, как божества всего живущего. В Финикии чествовался весной, когда многие люди приходили из разных мест в его храм и заключали союз с ним на новый год. (См. Ваал,а).

Ваал-Гад (господин счастья) (Нав 11.17; 12.7; 13.5)—город на юг от горы Ермон (в Суд 3.3; 1Пар 5.23 этот город вместе с горой назван Ваал-Ермон). Позже на его месте или рядом находилась Кесария Филиппова.

Ваал-Гамон (господин множества) (Песн 8.11)—виноградник Соломона (положение не известно).

Ваал-Гацор (господин селения) (2Ц 13.23)—город или селение близ Ефрона (Ефраима) в уделе Ефремовом в районе Вефиля.

Ваал-Ермон (Суд 3.3; 1Пар 5.23)—см. Ваал-Гад.

Ваали (господин мой) (Ос 2.16)—см. Ваал,а.

Ваалис (Иер 40.14)—царь аммонитский, побудивший Исмаила убить Годолию.

Ваал Иудин (2Ц 6.2)—см. Кириафиарим.

Ваал-Меон (Ваалмеон) (Чис 32.38; 1Пар 5.8; Иез 25.9)—см. Бет-Маон.

Вааловы высоты (Чис 22.41)—место на границе моавитской земли (в Чис 21.19,20 названо Вамоф, в Чис 21.28—высоты Арнона, а в Нав 13.17—Вамоф-Ваал).

Ваалоф (дающий молоко) (3Ц 4.16)—место на севере удела Асирова.

Ваал-Перацим (господин прорыва, поражения) (2Ц 5.20; 1Пар 14.11)—место на юго-запад от Иерусалима, где Давид поразил филистимлян (в Ис 28.21 названо Перацим).

Ваал-Фамарь (господин пальм) (Суд 20.33)—город удела Вениаминова близ Гивы. Здесь, как полагают, была и Пальма Деворина (Суд 4.5).

Ваал-Фегор (господин Фегор) (Чис 25.3,5; Вт 4.3)—название местного моавитского божества (в Пс 105.28 написано Ваал-фегор, а в Ос 9.10—Ваалфегор). Его изображение в виде мужского полового органа употреблялось и как украшение. Считался богом размножения и всех плодоносных сил. (См. Ваал,а; Фегор).

Ваал-Цефон (Исх 14.2,9; Чис 33.7)—место у северо-западной оконечности Чермного (Красного) моря в районе нынешнего Суэца.

Ваалшалиша (господин третьей части) (4Ц 4.42)—место в западной части удела Ефремова, как полагают, на север от Лидды. (См. Шалиша).

Ваан (Езд 2.2)—аналог. Билшан (в Неем 7.7 назван Ваана) (возможно, он же назван Баана в Неем 3.4 и Ваана—в Неем 10.27).

Ваана—а) (3Ц 4.12)—сын (потомок) Ахилуда, один из приставников Соломона над провизией;

б) (3Ц 4.16)—сын (потомок) Хушая, также один из приставников;

в) (1Пар 11.30)—см. Баана,б;

г) (Неем 7.7)—см. Ваан;

д) (Неем 10.27)—аналог. Азур,а. (См. Ваан).

Вааса (3Ц 15.16,17,19,21,22,27,28,32,33; 16.1,3-8,11-13; 21.22; 4Ц 9.9; 2Пар 16.1,3,5,6; Иер 41.9)—сын (потомок) Ахии из колена Иссахарова, царь израильский, поразивший весь дом Иеровоама и правивший в Самарии 24 года. Но он продолжал ходить во всех грехах Иеровоама, за то и навлек на себя и на свой дом грозный суд Божий.

Ваасея (1Пар 6.40)—аналог. Адаия,б.

Вавилон (евр. Бабель—замешательство, путаница, хаос)—один из самых древних городов земли. Был основан Нимродом (Быт 10.10) в районе (или вокруг) Вавилонской башни (см.) и располагался на обширной равнине по обоим берегам реки Евфрат примерно в 50 км от Персидского залива. В древности он был самостоятельным царством, но позже стал частью Ассирийской империи. Меродах Валадан в трудное для Ассирии время ненадолго отделился (722-710 гг. и 703-702 гг. до РХ), но позже Вавилон был снова возвращен Ассирии. Сеннахирим, ассирийский царь, в 702 г. до РХ его почти полностью разрушил, но его преемник Асардан восстановил город, чтобы короноваться в его центральном храме. Набопалассар (625-604 гг. до РХ) снова отделился от Ассирии и сильно укрепил город. Наивысшего расцвета Вавилон достиг при Навуходоносоре (606-561 гг. до РХ). В это время город представлял собой замечательнейшее зрелище: квадратный в плане, он был окружен мощными стенами длиной около 23 км с каждой стороны. Стены эти имели 250 башен и 100 медных ворот. Ширина стен поверху была равна 24 м, высота—от 60 до 100м и углублены они были в землю более, чем на 10 м. Две части города, разделенные Евфратом, соединял огромный каменный мост. В северной части города возвышался величественный храм Меродаха (Мардуха), сосредоточивший в себе несметные сокровища почти со всего света (в том числе и из Иерусалима). Да и остальные постройки города были так прекрасны, что обозрев всё это однажды из своего дворца царь так возгордился, что был наказан безумием (Дан 4.26-30). После Навуходоносора город постепенно начал терять свое значение. Его сын Евилмеродах царствовал один год. За ним воцарился Нериглиссар (560-556 гг. до РХ), затем—Мардук (556-555 гг. до РХ) и, наконец, Набонид (555-538 гг. до РХ), в последние годы правления которого его соправителем был его сын Валтасар. В ту ночь, когда все в Вавилоне от царя до последнего солдата по случаю праздника предавались пьянству и разврату, город был захвачен Киром (см.). Теперь на месте Вавилона находится небольшой арабский поселок Гила (Гиллах), окруженный холмами, покрывшими руины некогда великого города.

Вавилон в Священном Писании символизирует самое большое нечестие, сознательное противление Богу в лицемерном «служении», которое есть подмена, замещение истинного хождения пред Богом (чем является теперь формальная официальная «христианская церковь», ставшая в руках профессиональных деятелей просто орудием легкого обогащения и более утонченной власти над человеческими душами, чем все остальные виды мирской власти). Если в буквальном смысле все пророчества о Вавилоне (Ис 13.19-20; 14.22-23) уже сбылись, то и в духовном они скоро сбудутся, ибо нет Вавилону прощения (От 18). Вавилоном назван, как полагают, и Рим, из которого ап. Петр писал свои Послания (1Пет 5.13). (См. также Ассирия, церковь).

Вавилонская башня—устоявшееся название башни, которую построили люди на сто первом году после потопа в земле Сеннаар (на равнинном берегу реки Евфрат, примерно в 50 км от Персидского залива) для возвеличения своего имени (Быт 11.1-9) (в Библии—башня). На месте этой башни (в нескольких километрах к юго-западу от небольшого арабского городка Гила или Гиллах) теперь находится холм высотой около 70м с остатками башни наверху высотой около 12м.

Вавилонская земля (Иер 51.29)—или земля Сеннаар—обширное пространство в междуречьи Тигра и Евфрата, местожительство первых людей, откуда они рассеялись по другим землям. Во времена Авраама была заселена халдеями. Некогда цветущая земля, теперь она по большей части пустынна и болотиста (Ис 14.23). (См. Сеннаар, Халдея).

Вагеб (Чис 21.15)—значение этого слова в оригинале не ясно.

Ваиезафа (Есф 9.9)—аналог. Адалья.

Вакбакар (1Пар 9.15)—аналог. Авда,б.

Ваквук (бутыль, сосуд) (Неем 7.53)—см. Бакбук.

Вала (Нав 19.3)—см. Билга.

Валаам (пожирающий, поглощающий?)—сын (потомок) Веора (Восора) из Пефора в Месопотамии (Чис 22.5; 23.7), пророк, которого царь моавитский Валак призвал проклясть народ израильский. Не смея нарушить явно высказанную ему волю Божию, он не проклял, а трижды благословил израильский народ и при этом высказал чудесное пророчество (Чис 24.17). Но в какой-то момент он сумел дать моавитянам совет, как развратить Израиля (Чис 31.16; От 2.14). Был убит израильтянами во время поражения мадианитян (Чис 31.8).

Валадан (Ис 31.9)—см. Баладан.

Валак (опустошающий) (Чис 22.2,4,10,14-16,18,36-41; 23.1-3,5,7,11,13,15-18,25-30; 24.10,12-13,25; Нав 24.9; Суд 11.25; Мих 6.5; От 2.14)—сын (потомок) Сепфора, царь моавитский, призвавший Валаама проклясть народ израильский, который в это время стоял станом у его земли.

Валла (робкая, скромная) (Быт 29.29; 30.3-5,7; 35.22,25; 37.2; 46.25; 1Пар 7.13)—служанка Рахили, данная ей её отцом Лаваном и ставшая женой (наложницей) Иакова; мать Дана и Неффалима.

Валоф (дающий молоко) (Нав 15.24)—аналог. Адада.

Валтасар (Вал, храни его жизнь)—а) (Дан 1.7; 2.26; 4.5,6,16; 5.12; 10.1)—имя, данное Даниилу, когда он был взят на служение во дворец Навуходоносора;

б) (Дан 5.1,2,9,22,29,30; 7.1; 8.1)—сын (потомок) Навуходоносора, последний царь халдейский в Вавилоне (точнее—соправитель в течение последних нескольких лет царствования своего отца Набонида). (См. Вавилон).

Вамоф (Чис 21.19,20)—см. Вааловы высоты.

Вамоф-Ваал (Нав 13.17)—см. Вааловы высоты.

Ванаия (строить) (Неем 8.7)—аналог. Азария,х. (См. Биннуй,в).

Ванея (Иегова строит, созидает)—а) (2Ц 8.18; 20.23; 23.20,22; 3Ц 1.8,32,36,38,44; 2.29,30,34,35,46; 4.4; 1Пар 11.22,24; 18.17; 27.5,6,34)—сын (потомок) Иодая, священника, один из знатнейших воинов Давида, а затем и Соломона, военачальник, занявший место Иоава (в 1Пар 27.34 имена сына и отца, видимо, переставлены местами);

б) (2Ц 23.30; 1Пар 11.31; 27.14)—Пиратонянин (Пирафонянин), один из главных воинов Давида;

в) (1Пар 4.36)—аналог. Адиил,а;

г) (1Пар 27.34)—отец Иодая, советника царя после Ахитофела, но, возможно, здесь неточный перевод (см. пункт «а» выше);

д) (1Пар 15.18,20; 16.5)—аналог. Азазия,а;

е) (1Пар 15.24; 16.6)—аналог. Амасай,в;

ж) (2Пар 20.14)—один из предков Иозиила (возможно, он же в Неем 11.22 назван Ваний);

з) (Езд 10.36)—аналог. Адаия,е;

и) (Иез 11.1,13)—отец (предок) Фалтия.

Ваний (строитель)—а) (1Пар 6.46)—аналог. Авдий,б;

б) (1Пар 9.4)—аналог. Амария,ж;

в) (Езд 2.10)—см. Биннуй,г (см. также пункт «д» ниже);

г) (Езд 10.29)—один из глав семейств израильтян, имевших жен иноплеменок;

д) (Езд 10.34)—другой глава семейства израильтян, имевших жен иноплеменок (этот или предыдущий упомянут в пункте «в» выше, но, может быть, это одно лицо);

е) (Езд 10.38)—аналог. Адаия,е;

ж) (Неем 3.17)—отец (предок) Рехума;

з) (Неем 10.13)—один из левитов (родов левитских), приложивших печать под договором на верность Богу (возможно, он же назван Вания в Неем 9.4б);

и) (Неем 11.22)—один из предков Уззия (см. Уззий,д) (возможно, он же во 2Пар 20.14 назван Ванея).

Вания (Иегова созидает)—а) (Неем 9.4а,5)—см. Биннуй,в;

б) (Неем 9.4б)—один из левитов (глава рода), участвовавших в молитве во время покаяния народа, и призвавших к заключению договора с Богом (см. Ваний,з);

в) (Неем 10.14)—см. Биннуй,г.

Варавва (сын аввы, то есть сын отца) (Мф 27.16,17,21,26; Мк 15.7,11,15; Лк 23.18,19; Ин 18.40)—разбойник и убийца, которого потребовал народ освободить, когда Пилат предложил освободить Иисуса Христа.

Варак (блеск, молния) (Суд 4.6,8,9,10,12,14-16,22; 5.1,12,15; 1Ц 12.11; Евр 11.32)—сын (потомок) Авиноама из колена Неффалимова, житель Кедеса (расположенного в районе озера Мером). Был призван пророчицей Деворою возглавить израильтян в борьбе с Иавином, царем Асорским, угнетавшим израильтян двадцать лет.

Варахиил (Богом благословенный) (Иов 32.2,6)—отец (предок) Елиуя.

Варахия (Иеговой благословенный)—а) (Зах 1.1,7)—сын (потомок) Адды, священника, отец (предок) пророка Захарии;

б) (Мф 23.35)—отец (предок) Захарии (см. Захария,о).

варвар (говорящий на незнакомом языке, дикарь; произошло от имитации невнятной речи: «бар-бар») (Рим 1.14; Кол 3.11)—так греки называли всякого, кто не говорил по-гречески, ибо считали такого неспособным воспринять их культуру и образованность. (См. Гог,б).

Вариисус (сын Иисуса) (Деян 13.6)—иудей, житель города Паф на острове Кипр, лжепророк, пытавшийся воспрепятствовать проповеди слова Божиего (его называли также Елима, что по-арамейски или по-арабски означает «колдун»).

Варкос (живописец) (Неем 7.55)—см. Баркос.

Варнава (сын утешения)—прозвище, данное Апостолами Иосии (Деян 4.36), родом с Кипра, левиту, одному из первых обратившихся к Господу через их проповедь. Впоследствии много потрудился в деле благовествования (в Деян 13.1 назван пророком и учителем). Предание гласит, что около 70 г. он написал Послание Варнавы, и что в 76 г. он был побит камнями в своем родном городе Саламисе на Кипре. В Деян 14.4,14 назван Апостолом.

Варсава (сын Савы)—а) (Деян 1.23)—Иосиф, один из двоих, представленных пред Господа для выбора вместо отпавшего Иуды в число двенадцати;

б) (Деян 15.22)—Иуда, один из служителей в Иерусалимской общине верующих, посланных в Антиохию с Павлом и Варнавою. Был пророком и обладал даром слова (Деян 15.32).

Вартимей (сын Тимея) (Мк 10.46)—нищий, слепой из Иерихона, которому Господь чудесным образом вернул зрение по его просьбе.

Варух (благословенный)—а) (Неем 3.20)—сын (потомок) Забвая, чинивший стену Иерусалима на двух участках (имеется в виду род, семья);

б) (Неем 10.6)—аналог. Азария,ф (возможно, предыдущий);

в) (Неем 11.5) аналог. Адаия,ж;

г) (Иер 32.12,13,16; 36.4,5,8,10,14,15,17-19,26,27,32; 43.3,6; 45.1,2)—сын Нирии (брат Сераии), друг пророка Иеремии, записывавший и читавший его пророчества. Происходил, по словам историка Флавия, из знатного рода из колена Иудина. Полагают, что он умер, как и Иеремия, в Египте, но раввинская традиция говорит, что он после смерти Иеремии ушел в Вавилон.

Варфоломей (сын Фалмая) (Мф 10.3; Мк 3.18; Лк 6.14; Деян 1,13)—один из двенадцати. Поскольку он всегда упоминается рядом с Филиппом, можно предположить, что это то же лицо, что и Нафанаил в Ин 1.45-49; 21.2, и что имя его было Нафанаил, а Варфоломей указывало на его род.

Васан (открытая земля)—страна, расположенная на восток и северо-восток от Геннисаретского озера (между Ермоном и Галаадом) и отданная полуколену Манассиину. Славилась своими пастбищами, скотом и дубовыми лесами; часто сопоставляется с Кармилом и Ливаном.

Васемафа (благовонная)—а) (Быт 26.34)—см. Ада,б;

б) (Быт 36.3,4,10,13,17)—дочь Измаила, одна из жен Исава (в Быт 28.9 названа Махалафа);

в) (3Ц 4.15)—дочь Соломона, жена Ахимааса.

василиск (Вт 8.15; Пс 90.13; Иер 8.17)—змей, страшилище (в других переводах в Пс 90.13 стоит—дракон).

Вафрий (Иер 44.30)—фараон, царь египетский, к которому убежали уцелевшие иудеи.

Вафуил (жилище Божие)—а) (Быт 22.22,23; 24.15,24,47,50; 25.20; 28.2,5)—Арамеянин, сын Нахора, брата Авраама, от Милки. Отец Ревекки, отданной Исааку, и Лавана;

б) (Иол 1.1)—отец (предок) пророка Иоиля.

Вацлиф (нагота) (Неем 7.54)—см. Бацлуф.

Веалия (Иегова—Господь) (1Пар 12.5)—аналог. Бераха.

Веелиада (которого знает Господь) (1Пар 14.7)—один из сыновей Давида, родившихся в Иерусалиме (во 2Ц 5.16 назван Елидае, а в 1Пар 3.8—Елиада).

Веельзевул (господин Ваал) (4Ц 1.2,3,6,16; Мф 10.25; 12.24,27; Мк 3.22; Лк 11.15,18,19)—божество в Аккароне, к которому царь Охозия посылал за советом, когда заболел. Поклонение ему встречалось и в древнем Ханаане. Его имя евреи иронически изменили на Веельзевув, что значит: «господин мух». Этим же именем Господь назвал князя бесовского. (См. Ваал,а, сатана).

вежды (Иов 16.16; Пс 10.4; 131.4; Пр 6.4)—веки глаз (в более широком смысле—глаза).

Везек (сеяние)—а) (Суд 1.4,5)—город в уделе Иудином, недалеко от Иерусалима;

б) (1Ц 11.8)—город, в котором Саул собрал войско перед переходом в Иавис (положение не известно).

век—имеет несколько значений: настоящее время с его соблазнами и удовольствиями (2Тим 4.10), время жизни (Пс 38.5,6), вечность (1Пет 1.25).

веки (Евр 1.2; 11.3)—в других переводах: мир, вселенная.

велелепный (2Пет 1.17)—прекрасный, замечательный, великолепный.

велеречивый (Иов 12.20; Пс 11.4)—многословный, хвастливый, витиеватый.

велиал (Пс 40.9)—то же, что Велиар.

Велиар (зло, безбожие) (2Кор 6.15)—см. сатана.

великая вечеря Божия (От 19.17)—пир воздаяния противникам Божиим (см. также вечеря Господня).

великая скорбь (От 7.14)—период страшных страданий, беспорядка и страха, которые придут на всю землю (От 3.10), но особенно коснутся Иакова (Иер 30.7). В конце этого периода явится во второй раз во всей Своей славе Христос (Мф 24.29-30).

великое море—а) (Чис 34.6; Нав 1.4; 9.1; 15.11,47; 23.4; Иез 47.15,19,20)—Средиземное море;

б) (Дан 7.2)—см. море.

Венадад (сын бога Адада или Гадада—возможно общий титул сирийских царей)—

а) (3Ц 15.18,20; 2Пар 16.2,4)—сын (потомок) Тавримона, царь сирийский, к которому Аса, царь иудейский, обратился за помощью против Ваасы, царя израильского;

б) (3Ц 20.1,3,9,10,12,16,20,26,30,32-34; 4Ц 6.24; 8.7,9)—другой царь сирийский, видимо, сын предыдущего, ведший несколько войн против израильтян и в конце задушенный Азаилом, своим преемником;

в) (4Ц 13.3,24,25; Иер 49.27; Ам 1.4)—сын и преемник Азаила, трижды пораженный Иоасом, царем израильским.

Венаия (Иегова строит)—а) (Езд 10.25)—израильтянин из сыновей (потомков) Пароша, имевший жену иноплеменку;

б) (Езд 10.30)—аналог. Адна,б.

венец дома Иоавова (по-евр. Атароф-беф-Иоав) (1Пар 2.54)—город удела Иудина. (См. имя).

Вениамин (сын правой руки или счастья)—а) последний, двенадцатый сын Иакова и второй Рахили, названный Бенони умирающей матерью, но переименованный Вениамином отцом (Быт 35.16-18). Хищный волк—по определению отца (Быт 49.27), он стал родоначальником Вениаминова колена (см. колена Израилевы), которое едва не было полностью истреблено после насилия в Гиве (Суд 19-21), но затем возродилось и окрепло. После разделения царств осталось верным дому Давида (3Ц 12.21). Саул и ап. Павел происходили из этого колена (о сыновьях и потомках Вениамина см. Быт 46.21; Чис 26.38-40; 1Пар 7,6-12; 8.1-40; 9.7-8,34-44). Удел этому колену был дан на север от удела Иудина с Иерусалимом на их общей границе;

б) (1Пар 7.10)—аналог. Ахишахар;

в) (Езд 10.32)—израильтянин (ст. 25) из сыновей (потомков) Харима, имевший жену иноплеменку;

г) (Неем 3.23)—один из чинивших стену Иерусалима напротив своего дома;

д) (Неем 12.34)—один из начальствующих, принявших участие в освящении стены (возможно, предыдущий).

Вениаминовы ворота (Иер 20.2; 37.13; 38.7; Зах 14.10)—одни из ворот царского дворца в Иерусалиме в северной его части, обращенные к храму. (См. ворота).

Венинуй (наш сын) (Неем 10.13)—один из левитов (родов левитских), приложивших печать под договором на верность Богу.

вено (Быт 34.12; Исх 22.16; 1Ц 18.25)—выкуп (плата) за невесту.

Веон (Чис 32.3)—см. Бет-Маон.

Веор (светильник, факел)—а) (Быт 36.32; 1Пар 1.43)—отец (предок) Белы;

б) (Чис 22.5; 24.3,15; 31.8; Вт 23.4; Нав 13.22; 24.9; Мих 6.5)—отец (предок) Валаама (во 2Пет 2.15 назван Восор).

вепрь (Пс 79.14)—дикий кабан.

вера—это священный дар Божий (1Кор 12.9), это жизнь праведного (Гал 3.11), это уверенность в невидимом (Рим 8.24; Евр 11). За веру повсеместно принимается само хождение в церковь, но это опасное заблуждение (оно тем опаснее, чем продолжительнее это хождение и чем глубже проникновение ходящего в её дела, Мф 7.21-23).

Вера—великая и необъяснимая вещь, вере нельзя научиться. Вер и верований много и они очень разные. Большинство людей, например, непоколебимо верит в науку и в то, что человек (стало быть и сам так думающий и верующий в науку) произошел от обезьяны. Верующие же в Бога твердо верят, что человек произошел от Адама, сотворенного Богом. Да будет вам по вере вашей! (Мф 9.29). И эти разные люди с большим трудом уживаются на земле, потому что люди одной веры часто стремятся с большим насилием обратить людей другой веры в свою. (См. истина, дело, душа, религия, язычники).

верблюд—возможно, самое удивительное животное пустынь. Он очень неприхотлив—может до двух недель оставаться без воды и обходиться случайной, грубой пищей (сорняками, колючками). Чрезвычайно вынослив и очень понятлив. Может идти с большим грузом и по рыхлому песку и по острым камням. Живет верблюд до 50 лет и с древнейших времен является очень ценным домашним животным на востоке.

вервь—веревка, шнурок.

вереи (Пс 106.16; 147.2; Иез 43.8; 45.19; 46.2)—столбы, на которых вешаются створки ворот.

Вереника (победная) (Деян 25.13,23; 26.30)—старшая дочь Ирода Агриппы 1 и сестра Ирода Агриппы 2, с которым была в сожительстве после смерти её первого мужа—Ирода, брата отца и правителя Халкиса, и после развода со вторым—Полемоном, царем Киликийским. Была также любовницей Веспасиана и Тита, римских императоров (последнего—до его вступления на престол).

Верехий (Неем 6.18)—см. Берехия,д.

Верехия (Иегова благословляет)—а) (1Пар 15.17)—см. Берехия,б;

б) (1Пар 15.23)—левит, один из придверников у ковчега.

вержение (Лк 22.41)—бросок.

Верзеллий (подобный железу)—а) (2Ц 17.27; 19.31-34,39; 3Ц 2.7; Езд 2.61; Неем 7.63)—богатый житель Галаада, оказавший Давиду гостеприимство и помощь всем необходимым, когда Давид спасался от Авессалома;

б) (2Ц 21.8)—отец (предок) Адриэла.

Верия (выдающийся, знатный)—а) (Чис 26.44)—см. Берия,б;

б) (Деян 17.10,13; 20.4)—город в Македонии.

вертеп (пещера, труднодоступное место) (Иер 7.11; Мф 21.13; Мк 11.7; Лк 19.46)—притон, место сборища для недобрых дел. Это же слово в Иов 37.8; Пс 103.22; Ис 11.8; Ам 3.4 переведено как нора, гнездо, логовище, убежище.

верхние ворота (4Ц 15.35; 2Пар 23.20; 27.3; Иер 20.2; Иез 9.2)—одни из ворот храма (см.) с южной стороны (называются также Иесод и Сур). В 4Ц 15.35 слово «построил» означает «перестроил». В Иез 9.2 слова «обращенные к северу» не означают «северные ворота храма».

верхние страны (Деян 19.1)—имеются в виду места, расположенные в горах, ибо в упомянутом случае ап. Павел пришел в Ефес, пройдя Галатию и Фригию (провинции, расположенные в гористой местности).

вес—меры веса, упоминаемые в Священном Писании, оцениваются примерно следующим образом:

сикль - 12 г (основная мера)
драхма 1/4 сикля 3 г
гера 1/20 сикля 0,6 г
мина 60 сиклей 720 г (Иез 45.12)
талант 50 мин 36 кг (Исх 38.25-26)
литра - 0,34 кг

Весы в древности в основном применялись для взвешивания драгоценных металлов (серебра и золота) в уплату за покупку (Исх 21.32; 3Ц 16.24), реже—для взвешивания других предметов (Исх 30.23; 38.29; 2Ц 14.26). (См. деньги, сикль).

Весай (Неем 7.52)—см. Бесай.

Веселиил—а) (Исх 31.2; 35.30; 36.1,2; 37.1; 38.22; 1Пар 2.20)—сын (потомок) Урии из колена Иудина, главный мастер, которому была поручена постройка скинии и изготовление всех её принадлежностей (во 2Пар 1.5 назван Веселеил);

б) (Езд 10.30)—аналог. Адна,б.

Ветен (равнина) (Нав 19.25)—аналог. Аламелех.

Ветоним (Нав 13.26)—город в уделе Гадовом.

Ветхий Завет (2Кор 3.14)—первая из двух частей Библии, включающая в себя 39 книг, написанных в разное время в промежутке от 15 в. до 4 в. до РХ многими пророками и людьми Божиими, водимыми Духом Святым. Все авторы книг Ветхого Завета—представители еврейского народа, дети Израиля, от пастуха до члена царской семьи. Свое название Ветхий (или Старый) Завет получил в 4 в. по РХ в период формирования канона всей Библии (раньше он назывался «первый»—Евр 9.1,15,18) в противоположность Новому Завету, который сделал его таковым (Евр 7.18-19,22; 8.6-13; 10.9).

В Библии, которой пользуются в православной и католической церквах Ветхий Завет имеет на 11 книг больше, чем каноническая Библия (не считая многих добавлений и к другим книгам). Эти книги (так называемые апокрифические книги) не являются богодухновенными, но признаются указанными церквами полезными для чтения.

Тексты книг Ветхого Завета сохранились определённо более точно по отношению к их оригиналам, чем книги Нового Завета, ибо сохранялись в одном народе, изучались и хранились, как достояние. Обучение детей производилось по этим книгам, и на многие праздники полагалось публично читать закон. Псалмы пелись на всех богослужениях и в других торжественных случаях и большую часть их требовалось знать наизусть. Ничего подобного нельзя сказать о текстах Нового Завета. (См. Библия, закон, Новый Завет, Писание, учёность).

Вефара (2Ц 15.24)—значение слова не ясно.

Веф-Дагон (дом Дагона) (Нав 19.27)—аналог. Аламелех.

Вефиль (дом Божий)—а) город на север от Иерусалима (бывший Луз). Здесь Иаков видел во сне лестницу и на ней Ангелов Божиих и Господа и, устрашившись, назвал это место Вефилем (Быт 28.19) (но оно, видимо, так называлось уже и раньше—см. Быт 12.8). Этот город среди прочих давал пристанище Давиду во время его скитаний (1Ц 30.27). После раздела царств Иеровоам установил здесь одного из своих истуканов (3Ц 12.29), а во времена Илии здесь, видимо, была школа пророков (4Ц 2.3) (см. Беф-Авен);

б) (1Ц 30.27)—см. Бефуил.

Вефорон (Нав 10.10,11; 1Ц 13.18; 1Пар 8.5)—см. Беф-Орон.

Веф-Палет (Нав 15.27)—см. Беф-Палет.

Вефсамис (дом солнца)—а) (Нав 15.10; 1Ц 6.9,12-15,18-20; 3Ц 4.9; 4Ц 14.11,13; 1Пар 6.59; 1Пар 25.21,23; 28.18)—город на западной границе удела Иудина в долине реки Сорек, расположенный на высоком холме, плоская каменная вершина которого, по-видимому, и называлась тем «камнем», на котором был установлен ковчег (город был отдан священникам) (в Нав 19.41 назван Ир-Шемеш, а в Нав 21.16—Беф-Шемеш) (см. Херес,а);

б) (Нав 19.22)—аналог. Авец;

в) (Нав 19.38; Суд 1.33)—город на севере удела Неффалимова.

Вефул (жилище Бога?) (Нав 19.4)—см. Бефуил.

Веф-фегор (Вт 34.6)—см. Беф-Фегор.

Вефхор (дом пастбища) (1Ц 7.11)—город удела Иудина (на филистимской границе?), до которого израильтяне преследовали врагов. (См. Сен).

Вефцур (2Пар 11.7)—см. Беф-Цур.

Вецай (Неем 7.23)—см. Бецай.

вечер (Быт 1.5,8,13,19,23,31)—в данном случае, видимо, не есть вечер в известном нам смысле, ибо первые три упомянуты до того, как были сотворены светила «для отделения дня от ночи» (ст. 14). Вечер седьмого дня не упомянут. То же можно сказать и об «утре».

вечеря—ужин, возможно главная еда дня после работы, возможно в кругу семьи или друзей (Ин 12.2).

вечеря Господня (1Кор 11.20)—это общий ужин, устраиваемый на пожертвования верующих. Вечеря Господня—это воспоминание за разделяемыми на всех хлебом (едой) и чашей вина, телесных страданий нашего Господа и Его пролитой за нас Крови. Следует особо отметить, что вино (см.) иудеи пили при всякой еде и Сам Господь не изменял этому обычаю (Мф 9.11; 11.19). И делать это нам заповедал Сам Господь (Лк 22.19; 1Кор 11.23-25). При этом нужно отметить, что Он не заповедовал нам организовывать какой-то специальный обряд «причащения» для всех пьющих и непьющих, а вспоминать Его при каждом случае, когда мы пьем вино (1Кор 11.25 при правильной расстановке слов читается так: «...сие творите в Мое воспоминание, когда только будете пить», т.е. делите чашу между собой при всякой трапезе).

вечность—одно из самых трудных (если не самое трудное) для человеческого разумения понятий, ибо является одним из свойств Бога (Рим 1.20) и не находится в связи ни с одним из земных качеств (2Кор 4.18). Вечность—это непрекращающееся состояние, никогда не начавшееся и никогда не кончающееся. Вечен только Бог (Быт 21.33; Рим 14.25), поэтому вечен Сын Его Господь Иисус Христос и Дух Святой. Вечны и духовные творения Божии—Ангелы и души людей. По самому смыслу вечности, в ней не может что-то возникнуть вновь и из нее ничего не может исчезнуть (другими словами: вечное таковым всегда и останется, а временное вечным стать не может).

вечный—имеющий свойства вечности (например, жизнь вечная). В отношении к земным понятиям в переносном смысле имеет значение: «навсегда», «на всю жизнь» (Исх 21.6) или «на очень долгое время» (Нав 8.28, ср. Езд 2.28).

вещун (Зах 10.2)—прорицатель, предсказатель.

веяло (Ис 30.24; Иер 15.7)—устройство для веяния зерна, по-видимому, определенным образом приспособленная для этого лопата (см.).

веять—а) (3Ц 19.12; Иов 4.16)—тихо дуть, слегка двигаться (о воздухе);

б) (Ис 41.16; Иер 4.11)—отделять (на ветру с помощью лопат) шелуху (мякину) от чистого зерна.

вёдро (Мф 16.2)—ясная, теплая и сухая погода.

взалкать (Пс 49.12; Мф 4.2; 12.1,3; Мк 2.25; 11.12; Лк 4.2; 6.3,25)—проголодаться, испытать голод.

видение—явление славы или воли Божией в образах, которое часто происходит ночью, но не во сне (1Ц 3.9-15; Дан 2.19; 7.2; Деян 12.7,9; 18.9), а также и днем (Дан 8; 10.7-8; Лк 1.22; Деян 9.3-7; 10.17). Хотя в Библии есть следующие упоминания о видениях во сне: Быт 15.12-16; 20.6; Чис 12.6; Суд 7.13-14; Иер 31.26; Дан 2.25-47; Мф 27.19, они все (за исключением Суд 7.13-14) при внимательном рассмотрении не являются сном в известном нам смысле, но словом Божиим (речью), воспринятом как сон (ср. 1Ц 3.1,9,10,15.21; Зах 4.1-2) (в Дан 2.25-47—размышления, см. ст. 29,31). Сон Иакова в Быт 28.12-16 не назван видением, а в Иол 2.28 и Мих 3.6 сон и видения разделены. Что касается коллективных видений, то их, конечно, можно видеть только днем, «наяву» (Мф 17.1-8; Лк 2.8-15; Деян 22.9). Следует добавить, что видения (как и чудеса) часто приносили изнеможение и страдания тем, кто их видел (через кого они давались) (Дан 8.27; 10.8; Деян 9.8; 10.10). Во 2Пар 9.29; 32.32 этим словом названы исторические записи пророков. Не путать с видением (ударение на первом слоге) (Ек 11.9; 2Кор 5.7)! (См. пророчествовать, слово Божие, сновидение, рождество, чудо).

видения долина (Ис 22.1,5)—см. Иерусалим.

Визиофея (Нав 15.28)—аналог. Адада.

Вил (владыка) (Ис 46.1; Иер 50.2; 51.44)—вавилонское божество. (См. Ваал,а).

Вилга (веселый) (1Пар 24.14; Неем 12.5,18)—священник из рода Елеазара, глава пятнадцатой чреды, один из глав поколений (домов) священнических, вернувшихся из плена с Зоровавелем, и поставивших свою печать (в лице представителя рода) под договором на верность Богу (в Неем 10.8 назван Вилгай).

Вилгай (Неем 10.8)—см. Вилга.

Вилдад (Иов 2.11; 8.1; 18.1; 25.1; 42.9)—Савхеянин, один из друзей Иова, как полагают, из потомков Шуаха, сына Авраама и Хеттуры (Быт 25.2).

Виннуй (строение) (Езд 8.33)—отец (предок) Ноадии (см. Ноадия,а). (См. Биннуй,в).

вино—рассматривается Священным Писанием как необходимый человеку продукт (Вт 7.13; 33.28; Пс 103.15; Ис 55.1; 1Тим 5.23), как дар Божий, ниспосланный человеку наряду со множеством других даров. Евреи пили разбавленное вино почти с каждой едой. Такое вино пили даже дети и девочки (Плач 2.12; Зах 9.17). Пить же не разбавленное вино считалось пьянством. Вино наряду с хлебом играло важнейшую роль во всей жизни древнего человека. Оно почиталось выражением величайшей милости Божией, будучи самым обильным и самым замечательным соком такого чудесного растения, как виноградная лоза. Потому и Господь взял вино символом Своей Крови, пролитием которой даровал Своим избранным спасение и в которой заключил с ними новый завет. (См. пища, уксус).

виноград(ная лоза)—не упоминается в Священном Писании до повествования о потопе, а после, особенно после выхода израильтян из Египта, очень часто употребляется как символический образ для описания их жизни и их отношения к своему Богу. Виноград возделывался в Палестине повсеместно и ему уделялось много внимания. Закон наряду с полями и другой собственностью дает подробные указания и насчет виноградников. Ухоженная виноградная лоза (виноградник) есть символ мира и благополучия. Господь Иисус Христос Себя назвал истинной виноградной Лозой, а Своих учеников—ее ветвями. Последний храм (см.), отстроенный и украшенный Иродом, имел над входом огромное золотое изображение виноградной лозы.

виночерпий (Быт 40.1,2,5,9,21; 41.9; 3Ц 10.5; 1Пар 9.4; Неем 1.11)—главное лицо, ответственное во дворцах царей древности за доставку, хранение и подачу к столу вина.

вирилл (От 21.20)—или берилл, менее ценный род изумруда, восьмой камень в основании нового Иерусалима. В наперснике отсутствует. (См. драгоценные камни).

Вирсавия—а) (колодец клятвы) (Быт 21.14,33; 22.19; 26.23; 28.10; 46.1,5; Нав 15.28; 19.2; Суд 20.1; 1Ц 3.20; 8.2; 2Ц 3.10; 24.7; 3Ц 4.25; 19.3; 4Ц 12.1; 23.8; 1Пар 4.28; 21.2; 2Пар 19.4; 30.5; Неем 11.27,30; Ам 5.5; 8.14)—место, а затем город на южной границе Ханаана, где долгое время жили Авраам и Исаак (в Быт 26.33 это место названо Беэршива). Находится в уделе Иудином, но отдано колену Симеонову (см. колодец);

б) (дочь клятвы) (2Ц 11.3; 12.24; 3Ц 1.11,15,16,28,31; 2.13,19; 1Пар 3.5)—дочь Аммиила, бывшая за Урией, но ставшая после его смерти женой Давида, мать Соломона (по возрасту она годилась Давиду, повидимому, в дочери—см. Ахитофел).

виссон—тонкая, дорогая ткань из хлопка или льна. (См.лен).

Вифавара (Ин 1.28)—место на восточном берегу Иордана (точное положение не известно) (в древних рукописях: Вифания).

Вифания (дом огорченного) (Мф 21.17; 26.6; Мк 11.1,11,12; 14.3; Лк 19.29; 24.50; Ин 11.1,18; 12.1)—небольшое селение на склоне горы Елеонской на дороге из Иерусалима в Иерихон. Здесь жили Марфа, Мария и Лазарь, а также Симон прокаженный. В Вифании часто бывал Иисус, особенно в последние дни Своего земного служения. Здесь Он воскресил Лазаря и отсюда Он вознесся на небо.

Вифезда (дом милосердия) (Ин 5.2)—купальня, то есть небольшой бассейн, который находился, как полагают, у северной стены Иерусалима.

Вифиния (Деян 16.7; 1Пет 1.1)—провинция Малой Азии севернее Мисии и Галатии на берегу Черного моря. Позже в её городах Никее и Халкидоне собирались первый (в 325 г.) и четвертый (в 451 г.) Вселенские соборы.

Вифлеем (дом хлеба)—а) город в уделе Иудином в нескольких километрах на юг от Иерусалима. Живописно расположен на скалистой возвышенности среди полей и садов, являя собой чудесный контраст Иудейской пустыне на восток от этого места. Здесь Иаков похоронил Рахиль, здесь Вооз встретил Руфь, здесь родился Давид и здесь (куда из Назарета явился для переписи Иосиф с Мариею) родился Спаситель—Господь Иисус Христос (прежнее название Вифлеема—Ефрафа, см.);

б) (Нав 19.15; Суд 12.8,10)—один из городов удела Завулонова, расположен северо-западнее Назарета.

Вифсаида (дом рыбной ловли) (Мф 11.21; Мк 6.45; 8.22; Лк 9.10; 10.13; Ин 1.44; 12.21)—город на северном берегу Геннисаретского озера близ впадения в него Иордана, в котором Господь совершил многие чудеса. Был разрушен около 400 г. в результате землетрясения.

Виффагия (дом смокв) (Мф 21.1; Мк 11.1; Лк 19.29)—небольшое селение, примыкавшее, видимо, к Вифании. Никаких следов его к настоящему времени не сохранилось и точное положение не известно.

влагалище (Лк 12.33)—в других переводах: «вместилище», «емкость».

Власт (побег, росток) (Деян 12.20)—служащий во дворце (постельник) царя Ирода Агриппы 1.

власть—это духовная сила (Лк 4.36). Вся власть принадлежит Богу и пока человек Ему послушен, Он действует в нем, но когда оставляет Бога (перестает быть Ему послушен), в нем начинает действовать диавол (сатана), противник Божий. Своей власти (духовной силы) у человека нет никакой, по слову Божию власть человеку дана только над животными и над землею (Быт 1.26,28), а также над женой (Быт 3.16) (и это не духовная сила).

Понятие власти в умах людей, оставивших страх Божий, соединено лишь с подчинением человека человеку. Он стремится к господству не только «над природой», но, прежде всего, над равными себе. Человек, даже будучи всем обеспечен, не удовлетворяется этим и старается подчинить себе других. Человек во всю свою историю боролся только за власть, причем на любом уровне. В этом проявлялось, очевидно, греховное стремление человека сравняться с Богом (явить собой Бога). Ведь Адам, вкусив с древа познания, не раскаялся, но пошел вперед употреблять свое познание.

Земная власть на протяжении всей истории человечества осуществлялась царями и царская власть выдавала себя за высшую, Божию власть. Но это на поверку есть отвержение Бога. Так же поступили некогда и евреи, потребовав у Самуила царя (1Ц 8.5-7). Затем в мир естественным путем пришла демократия, то есть «царство народа». Стремление распределить власть (Божий атрибут) между всеми людьми и стремление каждого ею пользоваться есть проявление всё возрастающего культа самовозвеличения (почти обожествления) человека—самого вызывающего идолопоклонства. И чем величественнее и свободнее кажется себе человек, тем он больше оказывается под властью той силы, которая на самом деле царит в этом мире—сатаны (и в этом главная суть любой власти в мире, но особенно демократии).

Если в отдельном человеке в зависимости от его положения может царствовать либо Бог, либо сатана, то в мире первенство сатаны стопроцентное. Так велико отступничество людей! Потому-то диавол и мог заявить Христу: «И сказал Ему диавол: Тебе дам власть над всеми сими царствами и славу их, ибо она предана мне, и я, кому хочу, даю её; итак, если Ты поклонишься мне, то всё будет Твое» (Лк 4.6-7). Это ловушка. Поклонившийся сатане тотчас подпадает навсегда под его власть. И человеческие гордость, самоуверенность и хвастовство только наруку сатане.

Несмотря на трудность выделения в современном мире «кесаря», Христово правило всё же остается неизменным для Его верных: «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие—Богу» (Мф 22.21).

Поскольку власть—духовная сила, ранние богословы (например, Дионисий Ареопагит) причисляли упоминаемые в Священном Писании престолы (господства), силы и власти (начальства) наравне с серафимами, херувимами, Ангелами и Архангелами к чинам (или степеням) Ангельским. В этом смысле к понятию власти прымыкает и понятие имени (Еф 1.21). (См. воля человеческая, диавол, идолопоклонство, сила, а также таблицу ниже).

  Мф 20.25 1Пет 3.22 2Пет 2.10 Иуд 8 1Кор 15.24 Еф 1.21 Еф 6.12 Кол 1.6 Кол 2.10 Кол 2.15
Ангелы   +                
престолы               +    
господства +         +   +    
власти + +   + + + + + + +
начальства     + + + + + + + +
силы   +     + +        

власяница (Зах 13.4; От 6.12)—в оригинале то же, что вретище (см.).

влево (Иез 16.46)—см. налево.

внешний (Мф 8.12; 22.13; 25.30; 1Кор 5.12,13; 2Кор 4.16)—мирской, отделенный от Царствия Божия и общества верующих. Не одно и то же с неверными (2Кор 6.14-18), которые были или могли быть верными, но не оказались таковыми (1Ин 2.19).

внутренние ворота (Иез 8.3,14)—одни из ворот первого храма (см.).

Воаз (сила) (3Ц 7.21; 2Пар 3.17)—имя (название) одного из медных столбов (левого, северного), поставленных Хирамом перед входом в храм. Столбы были изломаны халдеями и увезены в Вавилон (4Ц 25.13,16,17). (См. также Иахин,б).

Воанергес (сыны громовы) (Мк 3.17)—имя, данное Господом Иисусом Христом Иакову и Иоанну Зеведеевым, очевидно, за их страстность, горячность (ср. Мк 9.38; Лк 9.54-55).

вода—одно из наиболее часто встречающихся слов в Библии. Известно, вода—это жизнь. Это особенно относится к такой жаркой стране, как Палестина, где в течение летних сухих месяцев почти не бывает дождей и поэтому всякий невысыхающий источник или колодец ценится как сокровище. Вода живит, очищает, исцеляет; но может затопить, захлестнуть, унести.

Вода в Священном Писании

• называется: 
живой (Чис 19.17; Иер 17.13; Зах 14.8; Ин 4.10; 7.38; От 21.6),
водой жизни (Ис 58.11; Иез 47.1; От 22.1),

• символизирует:
благо, милость (Пс 22.2; Ис 32.20; Иез 31.14),
одну из основ Божиего творения (Пс 135.6; 148.4),
неисследимые пути Божии (Ек 11.1),
беды (2Ц 22.17; Иов 22.11; Пс 65.12; 68.2,16; 87.18;
Ис 43.2; Плач 3.54),
нечестие (Пр 9.17; От 17.1),
слово Божие и очищение через слово Божие (Ин 3.5; 1Ин 5.6; Еф 5.26),

• обозначает:
потоп (Быт 6.17; Ис 54.9; 2Пет 3.6),
очищение (Иез 16.9),
ритуалы (Исх 29.4; Лев 16.24; Чис 5.22; 19.20.21; Мф 27.24).

Живой (то есть текущей) водой называются источники (Быт 26.19) и вода этих источников (Лев 14.6,50,51; 15.13). В 1Ин 5.8 это слово означает разум человека. (См. живая вода, море, черпать и проливать воду).

водопровод (4Ц 18.17; 20.20; Ис 7.3; 36.2)—закрытый канал, который в древности прокладывался по поверхности земли. Такой канал провел, например, Езекия в город из пруда, устроенного на источнике Геон (2Пар 32.30). Кроме того, Езекия построил уникальный для своего времени туннель длиной 600м, высотой 2м и шириной окоо 70см, проходящий извилистым путем в сплошной скальной породе и соединяющий источник Гион с Силоамским прудом. С помощью этого туннеля воды источника были направлены в город. Во время правления Ирода Великого был проложен водопровод-канал с горы Кармил в город Кесарию, в которой были также устроены каналы для отвода нечистот.

Водяные ворота (Неем 3.26; 8.1,16)—ворота в восточной стене древнего Иерусалима. (См. ворота).

возглавие (Быт 47.31; Мк 4.38)—верхняя часть (ср. 3Ц 1.47; Евр 11.21).

воздух—в Еф 2.2; От 16.17 имеет переносное значение и символизирует духовный мир зла, в котором царит сатана, изгнанный Христом (ср. Ин 12.31; Еф 6.12).

возлежание—принятая на востоке в древности поза во время приема пищи, разложенной прямо на земле или на низкой подставке. Возлежали (склонялись) обычно на левый бок головой к «столу». Пришла эта манера к евреям от персов и греков уже после вавилонского плена. В первые века по РХ она постепенно исчезла. (См. еда).

возлияние—принесение (выливание на святом месте—Чис 28.7) в дар Господу определенного законом количества вина при жертве всесожжения (1/4 гина на агнца, 1/3—на овна и 1/2—на тельца, Чис 15.5,7,10; 28.14). Возлияние, как и хлебное приношение, могло быть, видимо, и отдельной жертвой (Быт 35.14). (См. жертвоприношение).

возложение рук—означает передачу, посвящение, благословение, предание Богу. В ветхозаветное время возложением рук на жертвенное животное на него возлагался исповедуемый грех. С возложением рук обвиняемый отдавался на смерть (Лев 24.14).

вознесение (Мк 16.19; Лк 24.51; Ин 12.34; Деян 1.2,11,22; 2.33; 1Тим 3.16)—уход Христа с земли в видимом теле, которое также названо «восшествие» (Ин 6.62; 20.17) и «поднятие» (Деян 1.9). Вознесение Христа на небо произошло через 40 дней после Его воскресения, но Сам Господь началом Своего вознесения считал уже Свою смерть на кресте (Ин 8.28; 12.32).

возношение (Исх 29.27; Лев 7.14; 23.11,12; Чис 5.9,25; 6.20; 15.19-21; 18.8,11,24,26; 31.29,41; Вт 12.6)—особо ревностное, усердное приношение, дар Господу. Иногда сопровождается потрясанием (см.) приносимого пред жертвенником. Возношением (данью) могут являться и люди (Чис 31.29,41). Давид возносил Господу свою душу (Пс 24.1, в оригинале—приносил). (См. жертвоприношение).

возрождение (1Пет 1.3,23; Тит 3.5)—новое рождение, возрождение духа человека от Духа Святого к жизни вечной, обеспеченное воскресением Господа Иисуса Христа. Возрождения (освобождения от власти тления) ожидает и всё творение (Рим 8.21).

воинство—это слово имеет несколько значений:

воины Давида—с Давидом в разное время было разное количество воинов, но наиболее приближенных было три (см.), а главными воинами (1Пар 11.26) названы тридцать (см.), которые подробно перечисляются во 2Ц 23 и в 1Пар 11 (в первом случае перечислено 31, но сказано: «всех 37»—ст. 39, а во втором упомянуты 47) (во 2Ц 23.13 они названы вождями). Из 1Пар 11.25,42; 12.4,18 можно заключить, что были и другие тридцатки (ср. Песн 3.7; Иер 38.10).

войско—для характеристики войска и вооружений древности приведем некоторые детали из описания войска Кира, сделанное историком древности Ксенофонтом. Легкие пехотинцы были защищены латами и имели в левой руке щит, а в правой—меч или копье. Лучников Кир использовал только на передвижных башнях, возимых шестнадцатью или двадцатью волами, в которых укрывался целый отряд воинов и которые могли проникать далеко вглубь неприятеля, а также лучников на верблюдах, посаженных спиной к спине. Верблюды часто пускались впереди войска, особенно если у противника предполагалась сильная конница, ибо от запаха и вида верблюдов конница почти всегда приходит в полный беспорядок. Свою конницу Кир всегда возглавлял сам и она была непобедима. В войске Кира широко использовались и боевые колесницы (см.). (См. также оружие).

волна (Пс 147.5; Ис 1.18; 51.8; Иез 34.3)—тонкая шерстяная ткань для одежды; перед использованием обычно тщательно отбеливалась (значение русского слова «волна» не известно, в других переводах —«шерсть»).

волхвы (Быт 41.8,24; Исх 7.11,22; 8.7,18,19; 9,11; Лев 20.27; Чис 22.7; 24.1; 4Ц 9.22; Дан 1.20; Мф 2.1,7,16; Деян 8.9,11; 13.6,8)—как и волшебники, ворожеи, вопрошатели мертвых, вызыватели духов, гадатели, мудрецы, обаятели, проводящие своих детей через огонь, прорицатели, тайноведцы, халдеи и чародеи, являлись родом ученых людей или магов древности (в оригинале указанные названия встречаются в различном порядке и не всегда могут быть точно переведены). Многие из этих людей были жрецами при языческих храмах и некоторые из них действительно обладали большими познаниями в астрономии, математике, астрологии (особенно среди персов и халдеев), но большинство из них уклонялось в волшебство и низкие спекуляции. Общение с ними и присутствие их среди народа Божиего было строго запрещено законом (Лев 19.31; 20.27; Вт 18.9-14), но Даниил в определенное время был поставлен главою вавилонских мудрецов (Дан 5.11). Волхвы, приходившие с востока (из Аравии или Персии) поклониться родившемуся Спасителю, были несомненно ведомы Богом с помощью звезды, которую они всё время видели перед собой (как видел её и Валаам, Чис 24.17). (См. восток, ученость).

волчцы (Быт 3.18; Иов 31.40; Иез 28.24; Ос 10.8; Евр 6.8)—некая сорная трава. Везде, кроме одного места, упоминается вместе с тернием. Как и другие сорняки, появились на земле после проклятия её Богом за грех Адама. (См. тёрн).

волшебник—колдун, шептун, заговариватель. (См. волхвы).

воля Божия—основа действия Бога (Дан 4.32). Все, что происходит во вселенной и в человеке, происходит по воле Божией (Вт 32.39; Нав 11.20; 4Ц 19.25; Иов 23.13; Пс 134.6; Ис 45.7; 46.10; Иер 27.5; Иез 17.24; Мф 10.29; Деян 22.14; Иак 1.18; Еф 1.9,11; Флп 2.13; От 17.17). Самое важное и нужное для нас, что только мы можем сделать—это познавать и стремиться исполнять волю Божию (Езд 10.11; Мф 7.21; 12.50; 1Пет 2.15; 1Ин 2.17; Рим 12.2; Еф 5.17; Евр 10.36), но человек может и воспротивиться воле Божией (Лк 7.30; Ин 7.17). См. также следующие места: 1Ц 2.25,30; Пс 74.8; Пр 16.1,9,33; 20.24; 21.1,31; 29.26; Мф 10.28; Ин 5.21; Рим 9.11. (См. предопределение).

воля человеческая—очень многим кажется сильной и свободной, но лишь немногие сознают, что «не в воле человека путь его» (Иер 10.23). Есть только воля Божия и ничего никогда не происходит без Его воли. Отсюда следует, что воля человека абсолютно ограничена, не свободна и способна творить только зло (случающееся «добро» в мире–это только некоторое снижение темпа делания зла) (От 22.11).

М.Лютер в своей книге «О рабстве воли» полагал, что человек свободен в выборе своих земных дел (горизонтальный уровень) и только путь к Богу не в его воле (вертикальный путь), но Священное Писание ясно и однозначно говорит: «…без Меня не можете делать ничего.» (Ин 15.5).

Противящийся воле Божией оказывается в воле диавола (Еф 2.2; 2Тим 2.26), таким образом, чего-то среднего между волей Божией и волей диавола, то есть какой-то чисто человеческой воли, не принадлежащей ни Богу, ни диаволу, просто нет. (См. власть).

Вооз (крепость, сила) (Руф 2.1,3-5; 8.11,14,19; 3.2,7,9,10,14; 4.1-3,5,8,9,13,21; 1Пар 2.11,12; Мф 1.5; Лк 3.32)—знатный и богатый житель Вифлеема, родственник Елимелеха из колена Иудина, мужа Ноемини. Он женился на Руфи и стал отцом Овида. Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа.

ворожей—гадатель, знахарь. (См. волхвы).

ворота—в древности важнейшее место города, какого теперь не имеет даже центр. Здесь велась торговля, производился суд, собирались собрания, провозглашались пророчества, заключались сделки (Вт 17.5,8; Руф 4.1; 3Ц 22.10). Если неприятель захватывал ворота, город уже не мог устоять. Поэтому выражение «врата ада» (Мф 16.18) нужно понимать как «вся сила и совет ада».

Древний Иерусалим, как вытекает из рассмотрения Неем 3 и Неем 12 (а также и других мест Священного Писания), имел в своих наружных (городских) стенах следующие ворота (см. Приложение 4):

В Иез 48.31-34 перечислены двенадцать ворот по именам колен Израилевых.

Кроме того, в Писании упоминаются следующие внутренние ворота:

а) царского дворца —

б) неизвестного положения —

В Писании упомянуты по имени только одни ворота вне Иерусалима: речные (в Ниневии) (Наум 2.6). (См. также храм).

восемнадцать—число тысяч павших израильтян (Суд 20.25),

то же, вениамитян (Суд 20.44),

то же, сирийцев (2Ц 8.13),

число тысяч людей, пришедших их колена Манассиина (1Пар 12.31),

число тысяч пораженных идумеян (1Пар 18.12),

число сыновей Мешелемии (1Пар 26.9),

число тысяч талантов меди (1Пар 29.7),

число жен Ровоама (2Пар 11.21),

число полной меры города (Иез 48.35),

число человек, на которых упала башня (Лк 13.4),

число лет страданий женщины (Лк 13.16).

восемь—число дней для обряда обрезания (Быт 17.12; Лк 2.21),

число сыновей Иессея (1Ц 17.12),

число дней освящения храма (2Пар 29.17),

число душ, спасшихся от потопа (1Пет 3.20; 2Пет 2.5),

число зверей (От 17.11).

восемьдесят—число лет Моисея в начале его служения (Исх 7.7),

число лет Верзеллия (2Ц 19.32,35),

число тысяч носильщиков и каменотесов (3Ц 5.15),

число лет, до которого уже во времена Моисея доживали, по-видимому, немногие, только особо крепкие люди (Пс 89.10),

число наложниц (Песн 6.8).

воскресение—это Господь Иисус Христос (Ин 11.25), дающий жизнь верующему в Него. Господь сказал Своим ученикам: «Я живу и вы будете жить» (Ин 14.19). Воскресение Христа, которое Бог совершил силою Своею (Деян 2.24; 10.39-43), является божественной печатью истинности всех слов Христа и основой упования и веры Христиан. Воскресение вслед за Первенцем—Христом, обетовано всем Христовым в пришествие Его (1Кор 15.23), а затем и всем остальным для окончательного суда (От 20.5,12-15). «Блажен и свят имеющий участие в воскресении первом!» (От 20.6).

В Ветхом Завете не было определенных указаний о воскресении человека в будущем. Закон об этом молчит, но некоторые пророки говорили о возможном воскресении (Иов 19.25-26; Пс 48.16; Ис 26.19; Иез 37.5,12-14; Дан 12.2) и евреи думали о нем (ср. Мф 22.28-32; Ин 11.24). Но с явлением Господа Иисуса Христа и воскресением Его из мертвых был положен конец всякой неопределенности (Деян 17.31).

В Священном Писании упомянуты следующие воскрешенные люди:

Видимо, были и другие (Мф 10.8). (См. бессмертие, день воскресный, душа, жизнь, неделя, смерть, чудеса).

воскрилия (Иез 16.8; Мф 23.5)—полы, края одежды. Во втором случае имеются в виду кисточки, которые закон предписывал евреям делать на краях одежды (Чис 15.38-39; Вт 22.12) для напоминания о заповедях Господних.

воскурить (Исх 40.27; 2Пар 26.16; Пс 65.15; Ис 65.7)—вознести что-либо Богу в виде каждения, курения, благовонного дыма, запаха, поднимающегося вверх со специального кадильного алтаря или переносных кадильниц.

Восор (написание в оригинале везде различное)—а) (1Ц 30.9,10,21)—поток, впадающий в Средиземное море южнее Газы;

б) (золотая или серебряная руда) (1Пар 6.78)—см. Бецер,а;

в) (содержание, внутренность) (Иер 48.24)—моавитский город (возможно, предыдущий);

г) (загон) (Мих 2.12)—в оригинале стоит: «загон»;

д) (2Пет 2.15)—см. Веор,б.

Восор(а) (содержание, внутренность) (Быт 36.33; 1Пар 1.44; Ис 34.6; 63.1; Иер 49.13,22; Ам 1.12)—главный город идумейского царства. В настоящее время на его месте остались лишь развалины. (См. Едом).

воспоминания приношение (Чис 5.15)—см. приношение воспоминания.

восток—наряду с обычным своим значением (стороны света) это слово часто употребляется для обозначения стран, лежащих восточнее Палестины—от Аравии до Персии и Месопотамии. Жителей этих стран Писание называет сынами востока (Быт 29.1; Суд 6.3; Иов 1.3; Ис 41.2 и др.). Иногда это слово подразумевает вообще все страны востока (например, в Ис 2.6 филистимляне причислены к народам востока, хотя они всегда жили у западной границы Иудеи). Именно так, видимо, в обобщенном смысле нужно понимать и слова «на востоке» в Мф 2.2, ибо, если бы волхвы буквально пошли из Персии за звездой на восток, они должны были бы очутиться в Китае (аналогично и в Быт 11,2, ибо в буквальном смысле движение с Араратских гор в землю Сеннаар должно было быть с запада на восток). Рай был насажен Богом «на востоке» и там же был помещен первый человек (Быт 2.8). Термин «восток» всегда соединял в себе представление об особой мудрости, таинственности и богобоязненности, стремлении познать божественное и подчинить всё высшей (центральной) силе (Ис 41.2). Пророк Иезекииль говорит: «...слава Бога Израилева шла от востока» (Иез 43.2). И это не просто потому, что храм был ориентирован на восток, а потому, что в этом есть глубокий смысл. И пророк Исаия говорит: «Итак, славьте Господа на востоке...» (Ис 24.15). О Господе нашем Иисусе Христе, явившем Собою высшую Божию Любовь и Премудрость, сказано: «...посетил нас Восток свыше» (Лк 1.78).

восточное море (Иез 47.18; Иол 2.20; Зах 14.8)—нынешнее Мертвое море, некогда прекрасное, ныне безжизненное. Южная часть его покрывает бывшую долины Сиддим, в которой находились Содом, Гоморра и другие города, уничтоженные Господом за их грехи. В это озеро впадает Иордан и ещё несколько малых рек, но не вытекает ни одной. Оно наполнено тяжелой, пересыщенной солями водой. Со дна часто отрываются куски асфальта и плавают по его поверхности (поэтому оно иногда называется Асфальтовым). В его воде нет никакой жизни. Его поверхность расположена на 390м ниже уровня Средиземного моря и является самым низким местом на земле. В Писании оно называется также море пустыни (равнины) и море Соленое. (См. Иордан).

восточные ворота (Неем 3.29; Иез 8.16; 10.19; 11.1; 43.1; 46.1)—одни из ворота древнего храма (в 1Пар 9.18 названы царские, а в Иер 17.19—сынов народа). (См. храм).

восхитить (Пс 49.22; 101.25; Ис 57.1; Мф 11.12; Деян 8.39; 2Кор 12.2,4; 1Фес 4.17; От 3.11; 12.5)—в большинстве указанных мест означает поднять, унести ввысь; но в других—взять, отнять (Пс 101.25; Ис 57.1; От 3.11). В Мф 11.12 имеет смысл: приобретать, добиваться, а в Пс 49.22 в других переводах стоит: разорвать на части.

вотще (Ис 49.4; Иер 2.30)—зря, напрасно, тщетно.

Вофсий (Чис 13.15)—отец (предок) Нахбия.

Воцкаф (Нав 15.39)—аналог. Адифаим. (См. Боцкафа).

вправо (Иез 16.46)—см. направо.

враги ваши—см. язычники.

времена (время)—в большинстве мест Священного Писания имеет общеизвестное значение. В выражении «время, времена и полувремя» (Дан 7.25; 12.7; От 12.14) имеет значение, по-видимому, «один год» (12 месяцев по 30 дней—см. потоп). Это видно из сравнения От 12.6 и От 12.14.

В Иов 7.1; 14.4; Ис 40.2 это слово в еврейском тексте означает «служба», «тяжелая служба» (и даже—«военная служба»).

Размышляя о времени не следует забывать слов Спасителя, которые Он сказал Своим ученикам: «...не ваше дело знать времена или сроки». (Деян 1.7). А ап. Петр говорит: «...у Господа один день, как тысяча лет, и тысяча лет, как один день» (2Пет 3.8, ср. Пс 89.5). Исходя из этого можно с уверенностью сказать, что никто из людей не сможет когда-нибудь точно объяснить значение этого понятия, ибо сказано: «Он изменяет времена и лета» (Дан 2.21, ср. От 10.6). (См. год, душа, месяцы, праздники, тысяча двести шестьдесят дней).

вретище—грубая, темная одежда из мешковидного полотна, козьего или верблюжьего волоса (Мф 3.4), надевавшаяся во времена печали, раскаяния, глубокого поста. Вретище, возможно, делалось в виде накидки, напоминающей мешок (Ис 3.23), с отверстием для головы. Препоясаться вретищем (Ис 15.3; Иер 4.8; Иез 7.18) значило, по-видимому, плотно затянуть себя в такую грубую одежду, или просто одеться в нее (ср. Ин 21.7б). (См. власяница).

Всевышний—одно из имен Бога, показывающее его превосходство над всем.

Вседержитель—одно из имен Бога, говорящее о том, что нет ничего не подвластного Ему.

вселенная—более расширенное название земли (см.). Это особенно хорошо видно в Ис 18.1-3; 24.1-5; Наум 1.4-5; Деян 11.28. Отсюда следует, что в Мф 24.14 имеются в виду не все континенты земного шара, но земли рассеяния евреев и примкнувших к ним из язычников. (См. земля, мир).

Всемогущий—то есть, всё могущий—одно из имен Бога, показывающее Его абсолютную силу. С этим именем Господь открывался Аврааму, Исааку и Иакову (Быт 17.1; 35.11; Исх 6.3).

Всеправедный (Иов 34.17)—одно из имен Бога, показывающее его высшую, абсолютную праведность и справедливость.

всесветный (Деян 17.6)—по всему свету (всего света).

всесожжение (по-евр. «олах»—поднимающееся, возносящееся)—способ принесения жертвы и сама жертва, которая после заклания и снятия с нее шкуры полностью сжигалась на жертвеннике. Это есть символ полной отдачи Господу и полноты смирения. (См. жертвоприношение).

всуе (Пр 30.9)—попусту, без надобности.

второе пришествие—явление Христа во славе в конце мира не для очищения греха, а для ожидающих Его во спасение (Евр 9.28), и для окончательного суда (Мф 25.31-46).

Второзаконие, книга—пятая книга Моисеева Пятикнижия (см.) и Библии (см.). Название книги означает «повторение закона» (в еврейском тексте она называется её первыми словами: «Эти слова»). Книга эта не является, как думают многие, простым повторением закона, она является важным дополнением к нему (Вт 29.1), попыткой Бога научить народ Свой послушанию и любви. Имеется предположение, что эту книгу (полностью или частично) Моисей читал израильскому народу дважды—сначала в Кадес-Варни (Вт 1.2) перед предполагаемым входом в обетованную землю с юга, а потом второй раз за Иорданом против Иерихона (Вт 1.1,3) (через 38 лет). Из этой книги Господь взял слова закона, которыми отвечал искусителю в пустыне (Вт 6.13,16; 8.3; 10.20), а также слова, обобщающие смысл всего Ветхого Завета (Вт 6.5). Полагают, судя по 2Пар 34.24, что именно эту книгу нашел в храме первосвященник Хелкия при царе Иосии (ср. Вт 17.18).

второй священник (4Ц 23.4; 25.18; Иер 52.24)—по-видимому, заместитель или помощник первосвященника. (См. священник).

втуне (Пс 24.3)—напрасно, без пользы, впустую.

Вугеянин (Есф 3.1,10; 8.3,5; 9.24)—в оригинале: Агагитянин (то есть из племени Агага). Поскольку Агаг—общее прозвище царей амаликитян, Аман считается потомком этого народа.

Вуз (презрение) (Быт 22.21)—один из сыновей Нахора, брата Авраама, от Милки. (См. Буз,б).

Вузий (происходящий от Вуза) (Иез 1.3)—отец (предок) пророка Иезекииля.

Вузитянин (Иов 32.2)—прозвище Елиуя, как полагают, потомка Вуза.

Вуна (рассудительность) (1Пар 2.25)—аналог. Ахия,д.

Вунний (выстроенный, воздвигнутый)—а) (Неем 9.4)—аналог. Вания,б;

б) (Неем 10.15)—см. Биннуй,г;

в) (Неем 11.15)—аналог. Азрикам,в.

выкупать—покупать, приобретать обратно бывшую собственность или человека (раба) (Лев 25.25; Неем 5.8). Значительно более важное и глубокое значение имеет выкуп души человеческой (Исх 30.12-16). Адам, нарушив первый завет Бога с человеком, был устранен от общения со своим Творцом, лишился счастья, свободы, жизни и поэтому выкуп в законе символизирует избавление человека от этого состояния и напоминает о нужде его в этом выкупе—искуплении. Человек в законе в этом смысле поставлен наравне с нечистым животным (Чис 18.15). Первая часть стиха в Исх 13.13; 34.20 в оригинале записана так: «Всякого из первородных ослов искупи агнцем (то есть принеси за него в жертву агнца), а если не искупишь, то сломай ему шею (убей)...» Вот участь человека на животном, неспасенном уровне. Но, слава Богу, в Иисусе Христе, Сыне Божием, мы имеем вечного Искупителя, давшего полный выкуп за наши души и вернувшего нам счастье, свободу и жизнь (Мф 20.28; Рим 3.24; Гал 4.5; 1Тим 2.6; Евр 9.15). (См. грех, искупление).

высоты—места для поклонения, устраиваемые на холмах и горах. Высоты были широко распространены среди Ханаанских племен и по закону должны были быть разрушаемы израильтянами по мере захвата земли (Вт 12.2-3). На деле этого не произошло. Евреи не только переняли этот способ поклонения, но настроили высот во всех своих городах (4Ц 17.9). Высоты представляли собой сложные постройки. Они содержали: капища (закрытые помещения) (3Ц 12.31) или просто палатки (Иез 16.16), священные столбы, истуканы, алтари (Иез 6.6).

В Писании упоминаются следующие высоты:

На высотах (до постройки храма) совершались и богослужения: при Самуиле (1Ц 9.12,14), Сауле, Давиде и при Соломоне (3Ц 3.2-4). Священное Писание говорит и о высотах Божиих (Иов 25.2; Пс 101.20; Иер 31.12), вечных высотах (Иез 36.2) и высотах человеческого духа (Авв 3.19). (См. гора, дубрава, холм).

высоты Арнона (Чис 21.28)—см. Вааловы высоты.

выспреннее (Ис 24.21)—здесь: высокое (с ироническим оттенком).

выя (Быт 27.40; Вт 33.29; Нав 10.24; Иов 15.26; Иер 27.2,8,12; 28.10,14; 30.8; Деян 15.10; 20.37)—шея. Часто символизирует гордость, упрямство (Неем 9.16).

 

 

Система Orphus Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter


<<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>>