<<<   БИБЛИОТЕКА   >>>


Н.Н. Глубоковский. Библейский словарь

ПОИСК ФОРУМ

 

У

убежища города—города, в которых мог укрыться невольный убийца (Исх 21.13). Моисею Бог повелел выделить шесть городов убежища (Чис 35.6,13-15) и ими стали: Бецер, Рамоф, Голан—на восток от Иордана (Вт 4.41-43; Нав 20.8) и Кедес, Сихем, Хеврон—на запад от Иордана (Вт 19.2-3; Нав 20.7). В 1Пар 6.57,67 перевод неточный—см. Библия.

убиения долина (Иер 19.6)—то же, что Енномовых сыновей долина. (См. долины).

убийства долина (Иер 7.32)—то же, что предыдущая.

убийство—см. смерть.

ублажать (Иов 29.11; Пс 48.19; 71.17; Пр 31.28; Ек 4.2; Лк 1.48; Иак 5.11)—почитать, угождать, считать блаженным.

увеща(ва)ть—убеждать, учить, наставлять (усовестивлять) (1Тим 1.5).

увясло (Иов 29.14; Ис 3.19; Иез 44.18)—накидка, покрывало на голову (в других местах—повязка, см.).

угольница (Исх 27.3; 38.3; Чис 4.14)—богослужебный сосуд, употреблявшийся, по-видимому, для переноски огня с жертвенника всесожжений на кадильный жертвенник. Возможно, она напоминала ложку (как на египетских памятниках) или кадильницу (см.).

угольные ворота (4Ц 14.13; 2Пар 25.23; 26.9; Иер 31.38; Зах 14.10)—одни из ворот в северной части городской стены древнего Иерусалима. (См. ворота).

уд (Вт 25.11)—выступающий член тела вообще (как в Мф 5.3, старослав.), в данном случае—половой член.

уда (Иов 40.20; Ис 19.8; Ам 4.2; Авв 1.15; Мф 17.27)—удочка, приспособление для ловли рыбы, состоящее из удилища, лески и крючка.

удавленина (Деян 15.20,29; 21.25)—мясо удавленного животного (в котором сохранилась кровь, запрещенная законом к употреблению—Быт 9.4; Лев 3.17; 7.26; 17.10-14; 19.26; Вт 12.16,23; 15.23; 1Ц 14.33).

удел—слово имеет следующие значения:

удод (Лев 11.19; Вт 14.18)—нечистая по закону птица с красивым оперением рыжего или сине-зелёного цвета с черными полосами, длинным клювом и большим хохолком на голове. Водится на открытых пространствах, питается насекомыми.

Уел (воля Божия) (Езд 10.34)—аналог. Адаия,е.

Уза (крепость, сила) (1Пар 6.29)—аналог. Ливни,б.

Узай (Неем 3.25)—отец (предок) Фалала.

Узал (блуждающий) (Быт 10.27; 1Пар 1.21; Иез 27.19)—аналог. Алмодад.

Узза (крепость, сила)—а) (4Ц 21.18,26)—владелец или хранитель сада при царском доме;

б) (1Пар 8.7)—аналог. Ахихуд;

в) (Езд 2.49; Неем 7.51)—аналог. Аккув,в.

Уззен-Шеера (1Пар 7.24)—город в уделе Ефремовом, построенный или основанный Шеерой.

Уззиел (сила Божия) (2Пар 29.14)—аналог. Азария,р.

Уззиил (сила Божия)—а) (1Пар 7.7)—аналог. Ецбон;

б) (1Пар 15.10)—см. Озиил,а;

в) (Неем 3.8)—сын (потомок) Харгани, чинивший стену Иерусалима.

Уззий (моя сила)—а) (1Пар 6.51; Езд 7.4)—см. Озия,б;

б) (1Пар 7.2,3)—аналог. Иахмай;

в) (1Пар 7.7)—аналог. Ецбон;

г) (1Пар 9.8)—аналог. Михрий;

д) (Неем 11.22)—аналог. Авда,б;

е) (Неем 12.19)—аналог. Адна,в;

ж) (Неем 12.42)—аналог. Езер,д.

Уззия (сила Иеговы)—а) (1Пар 11.44)—Аштерофянин, один из главных воинов Давида (во 2Ц 23 не упомянут);

б) (1Пар 27.25)—отец (предок) Ионафана;

в) (Езд 10.21)—аналог. Гедалия,б;

г) (Неем 11.4)—аналог. Амария,ж.

Узиил (сила Божия)—а) (Исх 6.18,22; Лев 10.4; Чис 3.19,27,30; 1Пар 6.2,18)—см. Озиил,а;

б) (1Пар 4.42)—аналог. Неария,б.

Узия (сила Иеговы) (1Пар 6.24)—левит из рода Ицгара. (См. Уриил,а).

Укал (Пр 30.1)—см. Ифиил,б.

украшения—о них упоминается в следующих местах:

Быт 24.22,47 (серьги, запястья),

Быт 35.4 (серьги),

Быт 38.18 (печать, перевязь),

Быт 41.42 (перстень, золотая цепь),

Исх 3.22; 11.2 (нарядные вещи из серебра и золота),

Исх 32.2-3 (серьги),

Исх 33.4-6 (украшения),

Исх 35.22 (кольца, серьги, перстни, привески),

Чис 31.50 (цепочки, запястья, перстни, серьги, привески),

Суд 8.25-26 (серьги, пряжки, пуговицы, одежды, цепочки),

1Ц 1.10 (венец, запястье),

Песн 1.9-10 (подвески, ожерелья),

Ис 3.18-22 (цепочки, звездочки, серьги, ожерелья, опахала, увясла, запястья, пояса, сосуды с духами, привески, перстни, кольца для носа, платки, кошельки, епанчи, повязки, покрывала),

Ис 61.3 (украшение),

Иез 16.10-13 (узорчатое платье, сафьяновые сандалии, виссоновое опоясание, шелковое покрывало, наряды, запястья, ожерелья, кольцо на нос, серьги, венец, золото и серебро),

Дан 5.16,29 (багряница, золотая цепь),

Лк 15.22 (перстень),

1Тим 2.9 (золото, жемчуг, дорогая одежда).

уксус—так названа некая разновидность вина (Чис 6.3; Руф 2.14), кислого на вкус (Пр 10.26; 25.20). Это же вино, служившее, по-видимому, прохладительным напитком у римских воинов (Ин 19.29), дали страдающему Иисусу (Мф 27.48). Этот же «уксус», смешанный с желчью (со смирною) (Мф 27.34; Мк 15.23), давали распятым для одурманивания и снижения чувствительности к страданиям.

Улай (Дан 8.2,16)—как полагают, один из каналов в Персии неподалеку от Суз, но возможно, река Карун, впадающая в Персидский залив.

Улам—а) (1Пар 7.16)—аналог. Рекем,г;

б) (1Пар 8.39-40)—аналог. Елифелет,г.

Улла (ярмо, обуза) (1Пар 7.39)—глава поколения в колене Асировом (возможно, то же, что Шуал, см.).

умиление (Зах 12.10; Деян 2.37)—возбуждение нежных чувств, милости, любви. Перевод в обоих случаях является неудачным. В оригинале в первом случае это слово имеет смысл «мольба», а во втором—«резкая боль в сердце».

умилостивление—склонение к милости, смягчение, возбуждение жалости и прощения (2Ц 21.14; 1Ин 2.2). То же значение имеет глагол «умилосердиться» (Вт 30.3; Мф 20.34).

Умма (Нав 19.30)—аналог. Аламелех.

умывальник (умывальница)—сосуд (емкость) для священного (ритуального) омовения (Исх 30.18; Ин 13.5). При мытье воду брали из умывальницы и проливали на землю (Исх 40.30-31). У храма были установлены десять умывальниц почти на 1000л каждая для омывания жертвенного мяса (3Ц 7.37-39; 2Пар 4.6).

умышленно (Иез 45.20)—одна из вопиющих ошибок в русском переводе. Должно быть—неумышленно (ср. Лев 4.27; Чис 15.16,22,24,26-29,30; 35.15,22). (См. Библия, жертвоприношение).

Унний (угнетенный)—а) (1Пар 15.18,20)—аналог. Азазия,а;

б) (Неем 12.9)—левит, глава рода привратников, вернувшихся из плена с Зоровавелем.

упование—твердая надежда (Пс 64.6).

Ур (Быт 11.28,31; 15.7; Неем 9.7)—родина Авраама, значительный в древности халдейский город на западном берегу Евфрата недалеко от слияния его с Тигром. На его месте находятся ныне развалины Мугейр (Смоляной), среди которых обнаружены остатки нескольких храмов, дворцов, гробниц и множество глиняных табличек с письменами. Башня, похожая на Вавилонскую, которую раскопали в этом городе, была посвящена богу луны Сину и его супруге Нингал. Эта башня уже была при Аврааме и последнее упоминание о ней относится к 6 в. до РХ. Одним из известнейших царей Ура был Хаммураби. (См. Амрафел).

Ура (1Пар 11.35)—см. Ахасбай.

Урбан (Рим 16.9)—христианин в Риме, один из сотрудников ап. Павла, которого он просит приветствовать.

Уриил (Бог свет)—а) (1Пар 6.24)—левит из рода Ицгара, сын Тахава (возможно, он, Узия и Саул в 1Пар 6.36-37 пропущены между Тахафом и Цефанией, ср. Асир,б);

б) (1Пар 15.5,11)—аналог. Аминадав,г;

в) (2Пар 13.2)—отец (предок) Михаии. (См. Мааха,д).

Урий (огненный)—а) (Исх 31.2; 1Пар 2.20; 2Пар 1.5)—отец (предок) Веселиила (в Исх 35.30; 38.22 назван Урия);

б) (3Ц 4.19)—отец (предок) Гевера;

в) (Езд 10.24)—аналог. Елиезер,и.

урим (совершенство или утверждение) (Исх 28.30; Лев 8.8; Чис 27.21; Вт 33.8; 1Ц 28.6; Езд 2.63; Неем 7.65)—у толкователей нет определенного мнения о значении выражения «урим и туммим» (в двух местах, видимо, только с целью сокращения, употреблено только одно слово «урим» ). Ясно, урим и туммим не были какими-то отдельными предметами, ибо нигде не сказано об их изготовлении, как сказано о всех других (Исх 28.2-29,31-43), но сказано только об их «возложении» (Исх 28.30). Можно предположить, что урим и туммим означает некую возможность (способность) вопрошать и разуметь волю Божию. Некоторые полагают, это выражение отражало понятие «жребий», поскольку слова «урим» и «туммим» на еврейском языке начинаются: первое—на первую букву алфавита (алеф), а второе—на последнюю (тау). Связывалась такая возможность с наперсником, хотя воля Божия испрашивалась также и через посредство ефода (1Ц 23.9-12; 30.7-8). После Давида они более не упоминается.

Урия (свет Иеговы)—а) (Исх 35.30; 38.22)—см. Урий,а;

б) (2Ц 11.3,6-17,21,24,26; 12.9,10,15; 23.39; 3Ц 15.5; 1Пар 11.41; Мф 1.6)—Хеттеянин, муж Вирсавии, ставшей женой Давида, и один из его главных воинов;

в) (4Ц 16.10,11,15,16; Ис 8.2)—священник при Ахазе (по-видимому, первосвященник, см.);

г) (Езд 8.33)—отец (предок) Меремофа, священника;

д) (Неем 3.4)—отец (предок) Меремофа, чинившего стену Иерусалима (возможно, предыдущий);

е) (Неем 8.4)—аналог. Захария,щ (возможно, предыдущий);

ж) (Иер 26.20,21,23)—сын (потомок) Шемаии, пророк.

уток (Лев 13.48-49,51-53,56-59)—нить, которой ткут ткань; поперечная к основе нить.

утро (Быт 1.5,8,13,19,23,31)—см. вечер.

утроба—это слово имеет следующие значения:

матка женщины (чрево), плодородие (Быт 25.23; 49.25),

желудок, обжорство (Иов 20.23; Тит 1.12),

вообще внутренность человека, весь человек со всеми своими свойствами, душа его (Иов 15.35; 32.19; Пс 7.10; 43.26; Иер 4.19; 11.20).

Уфаз (Иер 10.9; Дан 10.5)—неизвестное место добычи золота.

Уфай (помощник)—а) (1Пар 9.4)—см. Афаия;

б) (Езд 8.14)—аналог. Евед,б.

Уц (крепость, прочность)—а) (Быт 10.23; 1Пар 1.17; Иов 1.1; Иер 25.20; Плач 4.21)—один из сыновей Арама (Сима), родоначальник одного из племен арамеев и название земли на восток от Иордана, протянувшейся от Идумеи до Сирии. В этой земле жил Иов;

б) (Быт 22.21)—аналог. Вуз;

в) (Быт 36.28; 1Пар 2.42)—аналог. Аран,б.

ученики—последователи Христа, в дальнейшем также некоторые верующие в Него (Деян 9.25-26). В Ветхом Завете слово «ученик» встречается только дважды (1Пар 25.8; Ис 8.16). В Мал 2.12 это слово переведено как «отвечающий». В Деян 9.36 единственный раз упомянута ученица. Истинные ученики—см. Ин 8.31-32.

учёность—грамотность, умение писать, читать и связанные с этим умением знания. Определенная ученость и грамотность упоминаются уже в самом начале истории еврейского народа (Вт 6.9; 27.2-3,8). Моисей был научен всей мудрости египетской (Деян 7.22, ср. Вт 31.9,19,22,24). Посланные И.Навиным описали землю (Нав 18.4,9), а простой юноша из Сокхофа дал Гедеону список князей города (Суд 8.14). Письма писали Давид (2Ц 11.14), сирийский царь (4Ц 5.5-7), царь Тирский (2Пар 2.11), Илия (2Пар 21.12), Езекия (2Пар 30.1), Сеннахирим (2Пар 32.17), Иеремия (Иер 29.1), Шемаия (Иер 29.24-25) и др. (см., например, Неем 6.17). Есфирь и Мардохей, очевидно, свободно владели грамотой (Есф 4.8; 9.20,29). О чертежах упоминается в 4Ц 16.10 и 1Пар 28.11-12. Ученые были среди израильтян, возвратившихся из плена (Езд 8.16). Закон в некоторых местах предполагает умение писать и читать (Чис 5.23; 17.2,9; Вт 17.18). Евреи обучали детей грамоте дома и у специальных учителей путем изучения и выучивания наизусть книг Моисеева Пятикнижия и Псалмов. Можно с уверенностью предположить, что Иисус и Его ученики прошли в детстве такое же обучение (ср. Лк 2.40,46-47; Деян 1.20; 2.16-21,25-28,34-35). (См. Библия, волхвы, Давир,а, книжник, писец, чернила).

 

 

Система Orphus Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter


<<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>>