Н.Н. Глубоковский. Библейский словарь
Ф
Фаанаф-Силом (Нав 16.6)—один из пограничных городов удела Ефремова (возможно, теперешнее местечко Тана на юго-восток от Сихема—Наблуса).
Фаанах (Нав 12.21; 17.11; 21.25; Суд 1.27; 3Ц 4.12; 1Пар 7.29)—один из городов удела Иссахарова южнее Мегиддона, отданный вначале колену Манассиину, а позже—левитам (ныне селение Таанук). Раскопки в этом древнем царском городе открыли множество захоронений детей под стенами домов (видимо, принесенных в жертву) (ср. 3Ц 16.34), священных столбов и клинописных табличек (в Суд 5.19 назван Фанаах, а в 1Пар 6.70—Анер).
Фаарея (1Пар 8.35)—аналог. Ахаз,б (в 1Пар 9.41 назван Фарей).
Фавор—а) (Нав 19.22; Суд 4.6,12,14; 8.18; Пс 88.13; Иер 46.18; Ос 5.1)—красивая, отдельно возвышающаяся гора в северной части Изреельской долины и несколько восточнее Назарета. Высота горы 320м и она вся покрыта растительностью. Хотя имеется стойкое предание, что Преображение Господа перед Его учениками произошло на этой горе, это маловероятно, ибо в то время почти всю гору занимал римский гарнизон и на ней не могло быть уединенного места. Теперь эта гора называется Джебель-тур (cм. Преображение);
б) (1Пар 6.77)—город в уделе Завулоновом.
Фаворская дубрава (1Ц 10.3)—роща в районе Гивы. (См. дубрава).
Фаддей (Мф 10.3; Мк 3.18)—см. Иуда,л.
Фадмор (3Ц 9.18; 2Пар 8.4)—древний город в Сирийской пустыне между Дамаском и Евфратом, переименованный Александром Великим в Пальмиру. В настоящее время—небольшая деревушка с прежним названием среди многочисленных развалин.
Фадон (избавление, свобода) (Езд 2.44; Неем 7.47)—аналог. Аккув,в.
Факей (4Ц 15.25,27,29-32; 16.1,5; 2Пар 28.6; Ис 7.1)—сын (потомок) Ремалии, предпоследний царь израильский, царствовавший в Самарии 20 лет. Он убил Факию, своего предшественника, и сам был убит Осией. Во время его царствования ассирийский царь Феглаффелласар начал захват израильского царства.
Факия (Иегова видит) (4Ц 15.22,23,26)—сын и преемник Менаима, царь израильский, царствовавший в Самарии два года.
Фалал (судья) (Неем 3.25)—сын (потомок) Узая, чинивший стену Иерусалима.
Фалассар (холм Ассура) (4Ц 19.12; Ис 37.12)—одна из провинций ассирийской империи (положение не известно).
Фалек (разделение) (Быт 10.25; 11.16-19; 1Пар 1.19,25; Лк 3.35)—один из сыновей Евера, при жизни которого, по-видимому, началось разделение и рассеяние народов; один из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа.
Фаллу (Быт 46.9; Исх 6.14; Чис 26.5; 1Пар 5.3)—один из сыновей Рувима, сына Иакова, глава поколения.
Фалмай—а) (Чис 13.23; Нав 15.14; Суд 1.10)—аналог. Ахиман,а;
б) (2Ц 3.3; 13.37; 1Пар 3.2)—царь Гессура, отец Маахи, матери Авессалома.
Фалтиил (избавление Божие) (Чис 34.26)—сын (потомок) Аззана, представитель колена Иссахарова среди участников раздела земли.
Фалтий (сокр. от Фалтиил)—а) (Чис 13.10)—сын (потомок) Рафуя, представитель колена Вениаминова среди разведчиков земли;
б) (1Ц 25.44; 2Ц 3.15)—сын (потомок) Лаиша, второй муж Мелхолы.
Фалтия (Иегова избавитель) (Иез 11.1,13)—сын (потомок) Ванеи, один из князей в народе иудейском, возмутитель и отступник от Бога. Его пророк видел в видении и он внезапно умер во время произнесения пророчества.
Фамарь (пальма)—а) (Быт 38.6,11,13,24; Руф 4.12; 1Пар 2.4; Мф 1.3)—жена Ира, первенца Иуды, которая, став вдовой и не получив другого мужа, соединилась обманным путем с самим Иудой и родила ему Фареса и Зару;
б) (2Ц 13.1,2,4-7,10,16,19,20; 1Пар 3.9)—сестра Авессалома, которую обесчестил её брат Амнон;
в) (2Ц 14.27)—дочь Авессалома. (См. Мааха,д).
Фамах (Езд 2.53; Неем 7.55)—аналог. Аккув,в.
Фаммуз (Иез 8.14)—вавилонское божество, поклонение которому в древности распространялось до Финикии и Греции. В последней этот бог назывался Адонис. В Египте также было похожее божество—Озирис и оно также почиталось как попеременно дремлющие и пробуждающиеся силы природы. Поклонение этому богу заключалось в плаче и трауре, когда он умирал, и в диком весельи и всевозможных удовольствиях, когда он воскресал. Полагают, название месяца Таммус произошло от этого имени.
Фамна (доля, надел)—а) (Быт 36.12)—наложница Елифаза, сына Исава;
б) (Быт 36.22)—сестра Лотана (дочь Сеира) (возможно, предыдущая) (в 1Пар 1.39 названа Фиммна);
в) (Быт 38.12-14)—город, в который пошел Иуда стричь своих овец (возможно, один из упомянутых выше).
Фамнаф-Сараи (дополнительная часть) (Нав 19.50; 24.30; Суд 2.9)—город в уделе Ефремовом северо-западнее Иерусалима, отданный И.Навину.
Фамний (разумный) (3Ц 16.21,22)—сын (потомок) Гонафа, пытавшийся оспаривать царский престол у Амврия.
Фанаах (Суд 5.19)—см. Фаанах.
Фанасмеф (Иер 40.8)—см. Танхумеф.
Фануил (Лк 2.36)—отец (предок) Анны из колена Асирова, пророчицы.
Фара—а) (телица) (Нав 18.23)—аналог. Аввим;
б) (блуждание) (Лк 3.34)—см. Фарра.
Фарала (Нав 18.27)—аналог. Аввим.
Фаран (Быт 21.21; Чис 10.12; 13.1,9,27; Вт 1.1; 33.2; 1Ц 25.1; 3Ц 11.18; Авв 3.3)—великая и страшная пустыня (Вт 1.19), в которой евреи провели большую часть своего сорокалетнего странствования. Эта пустыня, занимающая весь север Синайского полуострова, до сих пор называется у арабов «блуждание» (эль-Тих). Она включала в себя пустыню Син (Кадес) и даже, по-видимому, пустынный юг Иудеи (1Ц 25.1). (См. Асироф, Кадес, пустыня, Син,б).
фараон (от егип. «пер-аа» большой дом)—титул египетских царей. В Писании упомянуты по имени следующие фараоны: Вафрий, Зарай, Нехао, Сигор, Сусаким.
Фарей (1Пар 9.41)—см. Фаарея.
Фарес (брешь, пролом) (Быт 38.29; 46.12; Чис 26.20; Руф 4.12,18; 1Пар 2.4,5; 9.4; Неем 11.4; Мф 1.3; Лк 3.33)—сын Иуды от Фамари, глава поколения, предок Давида. Как видно из Писания, он почитался первенцем Иуды. Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа.
фарисеи—религиозные фанатики и самая влиятельная во времена Христа партия (прослойка) еврейского народа. Секта фарисеев возникла в Иудее примерно в середине 2 в. до РХ и вначале проповедовала строгую жизнь, чистоту и точнейшее исполнение закона (Деян 26.5), что привлекло к этому учению массу простого народа. Фарисеи стояли за независимость от других государств и несмешиваемость с другими народами. Позже, однако, это учение, делающее упор на исполнение внешних обрядов (см. например, хранилища), выродилось в лицемерие и гордость, что в свою очередь превратило фарисеев в самых неистовых врагов Христа (Ин 7.32; 11.47,53,57). Господь обличал и порицал сам дух фарисейства—высокомерие, самодовольство и двуличие (Лк 18.11; 12.1). Как секта, фарисеи исчезли с разрушением Иерусалима, но дух их учения прослеживается и в современном иудаизме. (См. иродиане, саддукеи).
Фарнак (Чис 34.25)—отец (предок) Елицафана (см. Елицафан,а).
Фарра (блуждание)—а) (Быт 11.24-28,31-32; Нав 24.2; 1Пар 1.26)—отец Аврама (Авраама), идолопоклонник и житель Халдеи, оставивший в конце своей жизни Ур—свою родину, и двинувшийся в землю Ханаанскую. Умер Фарра в Харране в возрасте 205 лет не достигнув Ханаана. Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа (в Лк 3.34 назван Фара);
б) (Есф 2.21; 6.2)—аналог. Гавафа.
Фарсис—а) (Быт 10.4; 1Пар 1.7)—один из сыновей (потомков) Иавана и народ, населявший некоторые области в западной Европе (в Испании и в Италии);
б) (3Ц 10.22; 2Пар 9.21; 20.36,37; Пс 47.8; 71.10; Ис 2.16; 23.1,6,10; 60.9; 66.19; Иер 10.9; Иез 27.12,25; 38.13; Ион 1.3; 4.2)—морской порт (область) в Испании или, возможно, вся, расположенная в дальнем конце Средиземного моря, земля, населенная потомками Фарсиса, далекая и богатая многими редкими предметами. Относительно 2Пар 20.36,37—см. Ецион-Гавер;
в) (1Пар 7.10)—аналог. Ахишахар;
г) (Есф 1.14)—аналог. Адмафа.
Фарурим (4Ц 23.11)—в оригинале это слово может означать «пристройка», «окрестности», «поблизости». Это же слово в 1Пар 26.18 переведено «притвор». (См. имя).
Фарфар (быстрая) (4Ц 5.12)—река, текущая с Ермона южнее Дамаска и теряющаяся, как и Авана, в песках пустыни (нынешнее название реки Авадж). Эти две реки обильно орошают долину, в которой стоит Дамаск, превращая её в прекрасный сад. (См. Авана).
Фасга (часть, кусок) (Чис 21.20; 23.14; Вт 3.17,27; 4.49; 34.1; Нав 12.3; 13.20)—одна из вершин (возвышенностей) горной местности Аварим (см.) на восток от устья Иордана.
Фасдамим (1Пар 11.13)—см. Ефес-Даммим.
Фафнай (Езд 5.3,6; 6.6,13)—персидский областеначальник (наместник) в земле «за рекой», включавшей, по-видимому, Сирию и Палестину.
Фахан (1Пар 7.25)—сын Фелаха и отец Лаедана из колена Ефремова. (См. Аммиуд,а).
Фахаф (покорность, смирение) (1Пар 7.20)—аналог. Беред (см. Тахан) (это имя, как и два других, повторено дважды).
Февда (Деян 5.36)—некий мятежник, явившийся до Иуды Галилеянина (то есть до 6 г. по РХ, см. Галилеяне). Иосиф Флавий упоминает о некоем Февде, увлекшем множество народа из Иерусалима обещанием остановить воду в Иордане, за что был немедленно обезглавлен посланными вдогонку воинами, но это произошло в 44 г. по РХ.
Феглаф(ф)елласар (4Ц 15.29; 16.7,10; 1Пар 5.6,26; 2Пар 28.20)—царь ассирийский (Тиглат-Пелезер 3, правивший с 747 г. до 727 г. до РХ) (то же, что Фул, см.), ведший успешные войны с Сирией, Финикией, Месопотамией. В 738 г. до РХ при Факее он совершил нападение на северное израильское царство, захватив некоторую его часть, и увел многих его жителей в плен. До этого он брал дань с Менаима (4Ц 15.19). (См. Ассирия, Мелех).
Фегор—а) (отверстие, трещина) (Чис 23.28)—одна из возвышенностей в цепи моавитских гор на восток от устья Иордана, связанная, очевидно, с поклонением Фегору (см. след.);
б) (Чис 25.18; 31.16; Нав 22.17)—символ плодоносных сил природы. Этот идол, поклонение которому было особенно в почете у моавитян, изображался в виде мужского полового члена и поклонение ему было связано с открытым и считавшимся законным развратом (Чис 25.6). Аналогичное божество было известно также и у многих других народов: Лингам—у индусов, Приап—у римлян, Фал—у персов, Фаллус—у греков (отсюда известное выражение—фаллические религии). (См. Беф-Фегор, Ваал, Ваал-Фегор).
Федаия (Иегова спасает)—а) (4Ц 23.36)—отец (предок) Зебудды;
б) (1Пар 3.18)—аналог. Гошама;
в) (1Пар 27.20)—отец (предок) Иоиля;
г) (Неем 3.25)—сын (потомок) Пароша, чинивший стену Иерусалима (см. след.);
д) (Неем 8.4)—аналог. Захария,щ (возможно, предыдущий);
е) (Неем 11.7)—аналог. Гассенуя;
ж) (Неем 13.13)—один из левитов, назначенных хранителем десятин.
Фекоя (2Ц 14.2,4,9; 23.26; 1Пар 2.24; 4.5; 11.28; 27.9; 2Пар 11.6; 20.20; Иер 6.1; Ам 1.1)—город в уделе Иудином южнее Вифлеема. В настоящее время на его месте находится деревня Текуа.
Фелаия (Иегова являет Себя)—а) (1Пар 3.24)—аналог. Аккув,а;
б) (Неем 8.7)—аналог. Азария,у (см. след.);
в) (Неем 10.10)—аналог. Венинуй (возможно, предыдущий).
Фелалия (Иегова судья) (Неем 11.12)—аналог. Амций,б.
Фелатия (Иегова избавитель)—а) (1Пар 3.21)—аналог. Исаия,б;
б) (1Пар 4.42)—аналог. Неария,б;
в) (Неем 10.22)—аналог. Азур,а.
Фелах (1Пар 7.25)—сын Решефа и отец Фахана из колена Ефремова. (См. Аммиуд,а).
Фелет (освобождение) (1Пар 12.3)—аналог. Иезиел.
Фелефеи (2Ц 8.18; 15.18; 20.7,23; 3Ц 1.38,44; 1Пар 18.17)—одно из племен филистимлян, из которого при Давиде набирались приближенные слуги и личная охрана царя (полагают, от этого слова произошло название филистимляне, см.).
Феликс (счастливый) (Деян 23.24,26; 24.3,22,24.25,27; 25.14)—бывший раб римского императора Клавдия, назначенный им прокуратором Иудеи. Известен в истории как низкий человек и жестокий правитель. Нерон хотел казнить его за плохое управление и только заступничество его влиятельного брата спасло его от этой участи.
фелонь (старослав.—риза священника) (2Тим 4.13)—верхняя одежда (в оригинале—плащ, мантия).
Фема—а) (Быт 25.15; 1Пар 1.30)—аналог. Адбеел;
б) (Иов 6.19; Ис 21.14; Иер 25.23)—город (район) в северо-западной части Аравийского полуострова (восточнее Мертвого моря), через который проходил караванный путь из Газы в Дамаск (название, по-видимому, связано с именем Фема,а).
Феман (полуденная страна)—а) (Быт 36.11,15; 1Пар 1.36)—аналог. Амалик,а;
б) (Быт 36.34; Нав 15.1; 1Пар 1.45; Иер 49.7,20; Иез 25.13; Ам 1.12; Авд 1.9; Авв 3.3)—город или район в земле Едом (возможно, на юге), названный по имени старейшин Исавовых (или наоборот) и известный мудростью своих жителей;
в) (Быт 36.42; 1Пар 1.53)—аналог. Алва.
Феманитянин (Иов 2.11; 4.1; 15.1; 22.1; 42.7.9)—см. Елифаз,б.
Феннана (рубиновый или коралл) (1Ц 1.2,4)—одна из жен Елканы, отца пророка Самуила.
Фенуил (лицо Божие) (1Пар 8.25)—аналог. Авдон,в.
Феофил (возлюбленный Божий) (Лк 1.3; Деян 1.1)—друг и, возможно, покровитель евангелиста Луки, для которого последний написал свое Евангелие и книгу Деяний Апостолов.
Ферезеи (сельские жители) (Быт 13.7; 15.20; 34.30; Исх 3.8,17; 23.23; 33.2; 34.11; Вт 7.1; 20.17; Нав 3.10; 9.1; 11.3; 12.8; 17.15; 24.11; Суд 1.4,5; 3.5; 3Ц 9.20; 2Пар 8.7; Езд 9.1; Неем 9.8)—один из народов древнего Ханаана, населявший земли, отданные коленам Иудину, Ефремову, Манассиину. (См. народы древней Палестины).
Ферида (Неем 7.57)—аналог. Амий (в Езд 2.55 назван Феруда).
Феруда (Езд 2.55)—см. Ферида.
Фесвитянин (3Ц 17.1; 21.17,28; 4Ц 1.3,8)—прозвище пророка Илии, по-видимому, по названию города Фесва в Галааде, из которого он происходил.
Фессалоника (Деян 17.1,11,13; 20.4; 27.2; Флп 4.16; 1Фес 1.1; 2Фес 1.1; 2Тим 4.10)—древний город в Македонии на берегу Термейского залива Эгейского моря, основанный в 315 г. до РХ и названный по имени сестры Александра Великого. Во времена римского владычества был резиденцией римского губернатора и являлся важным торговым центром. Нынешнее название города—Салоника.
Фессалоникийцам, 1 и 2 Послания ап. Павла—20я и 21я книги Нового Завета (см. Библия), письма ап. Павла (первые изо всех его Посланий), написанные им верующим в Фессалонике около 52 г. вскоре после того, как он оставил этот город из-за бурного протеста иудеев. В этих Посланиях ап. Павел говорит о втором пришествии Христа, которое будет после того, как явится «человек греха, сын погибели» (2Фес 2.3). Апостол увещевает фессалоникийцев быть смиренными, терпеливыми и трудолюбивыми. Возможно, в Фессалонике появилось какое-то ложное послание (2Фес 2.2), поэтому ап. Павел спешит помочь своим духовным чадам в понимании некоторых фундаментальных христианских истин, проповеданных им ранее. Послание было написано из Коринфа.
Фест (радостный, веселый) (Деян 24.27; 25.1,4,9,12-14,22-24; 26.24-25,32)—римский правитель Иудеи, сменивший на этом посту Феликса и правивший около двух лет (с 60 г. до 62 г. по РХ). Не надеясь на правосудие у этого правителя и не желая попасть в руки иудеев, ап. Павел потребовал суда у императора.
Фиатир(а) (Деян 16.14; От 1.11; 2.18,24)—город на севере провинции Лидия в Малой Азии между городами Пергам и Сардис. До 3 в. до РХ он был известен как Пелопия. Славился искусством крашения тканей и ткацким ремеслом. В настоящее время на его месте находится город Аксиссар с многочисленными развалинами.
Фива (чистая, яркая) (Рим 16.1)—некая служительница в Кенхрейской церкви, помощница ап. Павла, с которой он, по-видимому, направил свое Послание к римским верующим.
Фигелл (2Тим 1.15)—аналог. Ермоген.
Фидал (Быт 14.1,9)—царь Гоима (см.), один из союзников Амрафела (см.).
Фиква (надежда) (Езд 10.15)—отец (предок) Яхзеии.
Филадельфия (братская любовь) (От 1.11; 3.7)—небольшой город в Малой Азии в провинции Лидия недалеко от Сардиса. Был основан в середине 2 в. до РХ пергамским царем Филадельфом, часто страдал от землетрясений и поэтому никогда не был значительным городом. Нынешнее название Аллах-Шер (город Аллаха).
Филимон (Флм 1.1)—христианин в Колоссах (ср. Кол 4.9), которому ап. Павел вернул его беглого раба Онисима, обратившегося ко Христу.
Филимону, Послание ап. Павла—26я книга Нового Завета (см. Библия), короткое письмо ап. Павла Филимону, написанное им из Рима около 63 г. и по мнению некоторых недостойное быть помещенным в Новом Завете, по мнению же других, положившее начало освобождению рабов.
филин (Лев 11.17; Вт 14.16; Пс 101.7; Ис 13.21; 34.11)—нечистая по закону птица, ночной хищник из отряда сов. В оригинале, однако, значение слова не ясно (в Соф 2.14 это же слово переведено «пеликан»).
Филипп (любящий коней)—а) (Мф 10.3; Мк 3.18; Лк 6.14; Ин 1.43-46,48; 6.5,7; 12.21-22; 14.8-9; Деян 1.13)—галилеянин из Вифсаиды, один из двенадцати Апостолов Христовых. Его имя означает, что он, возможно, был греком (ср. Ин 12.20-21), которых было много в то время в Галилее. По преданию он проповедовал во Фригии и умер в глубокой старости в Иерапале (cм. Апостол);
б) (Мф 14.3; Мк 6.17)—см. Ирод,д;
в) (Мф 16.13; Мк 8.27; Лк 3.1)—см. Ирод,г;
г) (Деян 6.5; 8.5,6,12,13,26,29-31,34,35,37-40; 21.8)—аналог. Никанор. О нем также сказано, что он много благовествовал, творил даже чудеса и впоследствии имел четырех пророчествующих дочерей.
Филиппийцам, Послание ап. Павла—18я книга Нового Завета (см. Библия), наиболее личное из всех Посланий ап. Павла. Оно написано из римской тюрьмы около 62 г. верующим в Филиппах, которые с большой любовью помогали Апостолу много раз в его трудах (Флп 4.15-16) и в Рим прислали Епафродита (Флп 4.18). Служа ему, Епафродит заболел, а когда оправился, ап. Павел отправил его назад с этим Посланием, в котором призывает в теплых выражениях своих друзей к радости, радуясь и сам непрестанно в Господе, несмотря на свое положение.
Филиппы (принадлежащие Филиппу) (Деян 16.12; 20.6; 1Фес 2.2)—город в Македонии на северном берегу Эгейского моря, известный в древности золотыми приисками, обновленный и переименованный отцом Александра Великого (до этого он назывался Крениды, то есть родник). В этом городе впервые на Европейском материке ап. Павел проповедовал Евангелие и основал общину верующих, наиболее расположенную к нему (Флп 4.1). Император Август после победы над Брутом и Кассием пожаловал этому городу статус колонии (см.) и город процветал некоторое время, но уже в 7 в. от него оставались лишь незначительные развалины.
Филистима (Иез 16.57)—см. Филистимляне.
Филистимляне—потомки Каслухима (Мицраима и Хама), населявшие земли по берегу Средиземного моря от Нила до Екрона (Быт 10.14; Нав 13.3). В Иез 16.57 их земля названа Филистима, а в 1Ц 30.14—Керети. Филистимляне переселились сюда с Крита (Вт 2.23; Иер 47.4; Иез 25.16; Ам 9.7), будучи народом, родственным Кафторимам (см.). Хотя они являлись народом, близким египтянам, их язык был понятен евреям (1Ц 17.43-45), в то время как в разговоре с египтянами им нужен был переводчик (Быт 42.23; Пс 80.6). Филистимляне не обрезывались (Суд 14.3; 1Ц 17.36), хотя и египтяне, и евреи обрезывались. Это был очень воинственный народ. Евреи его не покорили и он постоянно вел с ними войны. Давид убил Голиафа, Филистимлянина, но позже нашел убежище среди этого народа (1Ц 27.1-7). Из этого народа при Давиде набирались Хелефеи и Фелефеи (см.). После завоевания и разрушения Газы Александром Великим, этот народ постепенно исчез, но, как полагают, название Палестина произошло от его имени (в еврейских текстах земля филистимская называется Пелешет). Филистимляне в 1Ц 7.14 названы Аморреями, а в Нав 13.3; Соф 2.5—Хананеями. Пять главных городов Филистимлян были: Газа, Аскалон, Азот, Екрон и Геф. (См. народы древней Палестины).
Филит (достойный любви) (2Тим 2.17)—аналог. Именей.
Филолог (Рим 16.15)—аналог. Амплий.
Филон (1Пар 4.20)—аналог. Амнон,б.
философия (Деян 17.18; Кол 2.8)—поиск мудрости, выяснение происхождения и цели всего сущего, изучение причин всяких изменений путем рассуждений и исследований. Греческий ученый и математик 6 в. до РХ Пифагор не хотел, чтобы его называли «мудрец» или «мудрый», поэтому он придумал слово «философ» (любитель мудрости), которым и стал себя называть. Философия была особенно в большом почете у греков (1Кор 1.22) и её расцвет приходится на 5 в. до РХ, когда жили Сократ, Платон, Аристотель и сама Греция переживала свой «золотой век». О первопричинах, смысле и цели существования человека и самого мира размышляли очень многие люди и наиболее древними, возможно, являются индийские мудрецы, но ни одна система и ни одна школа за все прошедшие века не дала человеку сколько-нибудь удовлетворительного ответа на эти животрепещущие вопросы. Ко времени прихода Христа на землю греческая философия, собравшая всю ученость известного тогда мира, была представлена в основном двумя резко отличающимися направлениями: эпикурейским (см.) и стоическим (см.), которые уже прошли вершину своего развития. Из истории известно, что дальнейший ход философии лишь повторял и обновлял уже известные школы. Поистине, человеческое умствование изжило себя, пришла «полнота времени», ибо истины нет вне Христа (Ин 14.6; Кол 2.3). В Кол 2.8 философии дана исчерпывающая и окончательная характеристика: «пустое обольщение». (См. Греция).
фимиам (Пс 140.2; Песн 3.6; 4.6; Ис 43.23; 65.3; 66.3; Иез 16.18; Мал 1.11; От 5.8; 8.3,4; 18.13)—то же, что ароматы и курение (см.).
фимиамник (Иер 52.19)—см. кадило.
Фимна (доля, надел)—а) (Быт 36.40; 1Пар 1.51)—аналог. Алва;
б) (Нав 15.10; 2Пар 28.18)—город в долине реки Сорек на запад от Иерусалима, пограничный город удела Данова (в Нав 19.43; Суд 14.1,2,5 назван Фимнафа) (cм. Фамна,в);
в) (Нав 15.57)—город в южной (гористой) части Иудеи в районе Хеврона (cм. Фамна,в);
г) (1Пар 1.39)—см. Фамна,б.
Фимнафа (доля, надел) (Нав 19.43; Суд 14.1,2,5)—см. Фимна,б.
Фимни (1Пар 4.6)—аналог. Ахашфари.
Финеес—а) (Исх 6.25; Чис 25.7,11; 31.6; Нав 22.13,30-32; 24.33; Суд 20.28; 1Пар 6.4,50; 9.20; Езд 7.5; 8.2; Пс 105.30)—сын Елеазара, сына Аарона, глава основной первосвященнической линии (Чис 25.13) (cм. Ифамар, Садок);
б) (1Ц 1.3; 2.34; 4.4,11,17,19; 14.3)—один из сыновей Илия, первосвященника из рода Ифамара, отец Ихавода и Ахитува, человек негодный пред Господом как и его брат, погибший вместе с ним во время захвата ковчега;
в) (Езд 8.33)—отец (предок) Елеазара (см. Елеазар,д).
Финик (Деян 27.12)—гавань и порт на южном побережье Крита (нынешнее название Лютро).
Финикия (Деян 11.19; 15.3; 21.2)—древняя страна на восточном берегу Средиземного моря с главными городами Тир и Сидон. Её жители происходили от Ханаана (Быт 10.15) и потому Финикия иногда называется его именем (Ис 23.11). Во времена Христа она была частью Сирии (Мк 7.26, ср. Мф 15.22). В древности Финикия прославилась во многих отношениях. Она долгое время была безраздельной владычицей морей как в средние века была Венеция, в 17 в.—Голландия и в 18-19 вв—Англия. При египетском царе Нехао финикияне впервые в истории совершили плавание вокруг Африки. Карфаген, земли в Испании, Италия и Греция были её колониями. Алчность к наживе, муравьиное трудолюбие, неутомимая деятельность и захватнический характер финикиян способствовали быстрому распространению их влияния и культуры. Ими были изобретены: алфавит, стекло, компас, крашение тканей, чеканка монет, солка рыбы и многое другое. Они были искусными строителями—один из них помогал в строительстве храма и сделал в нем много изображений финиковой пальмы—герба города Тира. В 9 в. до РХ Финикия была завоевана Ассирией, ассимилировалась с ней, а после завоеваний Александра Великого и совсем исчезла как нация. Евреи не покорили финикиян, хотя они были отданы колену Асирову. Позже их отношения были всегда мирными. (См. Давир,а, Сидон,б, Сирия, Тир).
финиковое дерево (Исх 15.27)—финиковая пальма (см.).
Фирам (Нав 10.3)—царь Иармуфа, один из союзников Адониседека (см.).
Фирас (Быт 10.2; 1Пар 1.5)—один из сыновей Иафета, сына Ноя, родоначальник некоторых племен, населявших острова и земли вдоль северных берегов Эгейского моря.
Фирия (войско, толпа)—а) (2Ц 23.11)—в оригинале текст другой: «собрались войском в месте, где...» (cм. имя);
б) (1Пар 4.16)—аналог. Асареел.
Фирхана (1Пар 2.48)—один из сыновей (потомков) Халева из колена Иудина от Маахи.
Фирца (красивая)—а) (Чис 26.33; 27.1; 36.11; Нав 17.3)—аналог. Махла,а;
б) (Нав 12.24; 3Ц 14.17; 15.21,33; 16.6,8,9,15,17,23; 4Ц 15.14,16; Песн 6.4)—один из Ханаанских царских городов, покоренных И.Навиным, известный своей красотой и бывший до Самарии столицей северного царства. Возможно, находился севернее горы Гевал.
Фисон (Быт 2.11)—одна из рек, омывающих рай (см.).
Фиспа (1Пар 7.38)—аналог. Ара,б.
фисташки (Быт 43.11)—зелёного цвета орехи, плоды фисташкового дерева. До сих пор на востоке считаются лакомством.
Фихол (Быт 21.22,32; 26.26)—военачальник филистимских царей. Очевидно, слово это является не именем собственным, а титулом. (См. Авимелех,а).
Фициянин (1Пар 11.45)—прозвище Иохи, видимо, по месту его рождения.
Флегонт (горение) (Рим 16.14)—аналог. Амплий.
Фогарма (Быт 10.3; 1Пар 1.6; Иез 27.14; 38.6)—один из сыновей Гомера и народ, населявший, как полагают, район нынешней Армении.
Фой (блуждание) (2Ц 8.9,10; 1Пар 18.9,10)—царь Имафа, современник Давида.
Фокен (1Пар 4.32)—см. Ефер,б.
Фола (румянец, малиновый цвет)—а) (Быт 46.13; Чис 26.23; 1Пар 7.1,2)—аналог. Иашув,а;
б) (Суд 10.1)—сын (потомок) Фуи из колена Иссахарова, судья Израиля.
Фолад (потомство) (1Пар 4.29)—см. Елтолад.
Фома (Мф 10.3; Мк 3.18; Лк 6.15; Ин 11.16; 14.5; 20.24,26-28; 21.2; Деян 1.13)—один из двенадцати Апостолов Христовых, имевший упорный и сомневающийся характер, но в итоге совершенно преданный Христу. За свое недоверие и желание всё проверить самому он прослыл во всем мире как Фома Сомневающийся (по-русски: неверующий) и лишился того блаженства, которое имеют не видящие, но верующие во Христа (Ин 20.29; 1Пет 1.8). (См. Апостол).
Фортунат (счастливый, удачливый) (1Кор 16.17)—аналог Ахаик.
Фригия (Деян 2.10; 16.6; 18.23)—одна из внутренних провинций Малой Азии с главными городами Иераполь, Колоссы, Лаодикия.
Фуа—а) (Исх 1.15)—одна из еврейских повивальных бабок, боящихся Бога и оставлявших детей в живых;
б) (Суд 10.1)—отец (предок) Фолы;
в) (1Пар 7.1)—аналог. Иашув,а (в Быт 46.13; Чис 26.23 назван Фува).
Фува (Быт 46.13; Чис 26.23)—см. Фуа,в.
Фувал (Быт 10.2; 1Пар 1.5; Иез 27.13; 32.26; 38.2,3; 39.1)—один из сыновей Иафета, сына Ноя и название народа, населявшего берега Черного моря и известного по ассирийским памятникам под названием «Тубла» (в Ис 66.19 назван Тубала). (См. Гог,б).
Фул (4Ц 15.19; 1Пар 5.26)—см. Феглаффелласар.
фунт (Ин 12.3)—этим словом переведено греческое слово «литра», являвшееся мерой жидкостей, равной примерно 0,5л. (См. меры).
Фура (Суд 7.10,11)—слуга или оруженосец Гедеона.
Фут (Быт 10.6; 1Пар 1.8)—один из сыновей Хама, родоначальник племен, населявших Ливию. (См. Пула).
Футиил (Исх 6.25)—отец (предок) жены Елеазара.
Футияне (1Пар 2.53)—аналог. Ифрияне.
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter