<<<   БИБЛИОТЕКА   >>>


Н.Н. Глубоковский. Библейский словарь

ПОИСК ФОРУМ

 

Н

Наам (приятность, миловидность) (1Пар 4.15)—аналог. Ила,в.

Наама (красивая, миловидная) (3Ц 14.21,31; 2Пар 12.13)—Аммонитянка, мать Ровоама.

Нааман (приятный)—а) (Быт 46.21; Чис 26.40; 1Пар 8.4)—аналог. Авиуд,в;

б) (1Пар 8.7)—аналог. Ахия,е.

Наамитянин (Иов 2.11; 11.1; 20.1; 42.9)—прозвище Софара, по-видимому, по названию места его рождения или жительства в Аравии.

Наара (девица) (1Пар 4.5)—одна из жен Ахшура.

Наарай (1Пар 11.37)—сын (потомок) Езбая, один из главных воинов Давида (во 2Ц 23.35 назван Паарай).

Нааран (девичий) (1Пар 7.28)—город удела Ефремова на восток от Вефиля и, по-видимому, недалеко от Иерихона (в Нав 16.7 назван Наараф).

Наараф (девичий) (Нав 16.7)—см. Нааран.

Наас (змей)—а) (1Ц 11.1,2,10; 12.12)—царь аммонитский, захвативший (по Иосифу Флавию) многие земли в Галааде и везде выкалывавший правый глаз пленникам, чтобы сделать их неспособными к войне;

б) (2Ц 10.2; 1Пар 19.1,2)—отец Аннона, царь аммонитский, сделавший некую услугу Давиду (он не может быть тождествен с предыдущим, как думают некоторые, ибо между ними более 40 лет и, кроме того, первый погиб, как свидетельствует Иосиф Флавий, в битве с Саулом);

в) (2Ц 17.25)—отец Авигеи (и Саруи?), сводной сестры Давида (некоторые полагают, это может быть имя второй жены Иессея, но, возможно также, это другое имя самого Иессея, см.);

г) (2Ц 17.27)—отец (предок) Сови из Раввы Аммонитской (возможно, упомянутый выше в пункте «б»);

д) (1Пар 4.12)—город удела Иудина.

Наассон (зловещий, угрожающий) (Исх 6.23; Чис 1.7; 2.3; 7.12,17; 10.4; Руф 4.20; 1Пар 2.10,11; Мф 1.4; Лк 3.32)—сын (потомок) Аминадава, главный в колене Иудином при исчислении израильтян в пустыне Синайской, брат Елисаветы, жены Аарона, предок Иосифа в родословии Иисуса Христа.

набожность (Деян 2.5; 13.50; 17.22)—благоговейное состояние страха и почитания божественной, высшей силы, пусть то единого Бога или мнимых богов.

Нав (рыба) (Исх 3.11)—см. Нон.

Наваиоф (Быт 25.13; 28.9; 36.3; 1Пар 1.29; Ис 60.7)—аналог. Адбеел (см. Села).

Навал (безумный, глупый) (1Ц 25.3-5,9,10,14,19,22,25,26,34,36-39; 27.3; 30.5; 2Ц 2.2; 3.3)—богатый, но неразумный и грубый человек из Маона, муж Авигеи, которая впоследствии стала женой Давида.

Нават—а) отец (предок) Иеровоама (см. Иеровоам,а);

б) (3Ц 14.20; 15.25,27,31)—сын и наследник Иеровоама (см. Иеровоам,а), царствовавший над Израилем два года и ходивший во всех грехах своего отца. Был убит Ваасой, который избил и весь дом Иеровоама.

Наваф (жилище, обиталище) (1Ц 19.18,19,22,23; 20.1)—место близ Рамы или в самой Раме, где, как полагают, была школа пророков.

наветник (2Ц 19.22)—клеветник, доносчик, противник (в еврейском тексте—сатана, см.).

Навин (Исх 33.11; Чис 11.28; 13.9,17; 14.6; 32.12,28; 34.17; Нав 1.1; 14.1; 21.1; Неем 8.17)—прозвище Иисуса (см. Иисус,б), происшедшее от Нав—имени его отца. В других переводах стоит Иисус, сын Нава.

Навина Иисуса книга—шестая книга Ветхого Завета, первая после Моисеева Пятикнижия (см. Библия). Повествует о переходе народа Божия через Иордан, завоевании Ханаанской земли и о разделе её между коленами. Книга, как полагают, была частью написана самим И.Навиным, а частью—кем-то после него. Книга показывает огромный авторитет И.Навина среди израильского народа, его абсолютное бесстрашие перед врагом и полную преданность Богу.

Навозные ворота (Неем 2.13; 3.13,14; 12.31)—ворота в юго-восточной части стены древнего Иерусалима. (См. ворота, Харшив).

навой (1Ц 17.7; 2Ц 21.19; 1Пар 11.23; 20.5)—задний вал ткацкого станка, на который навита основа (собственно, эта навивка, навой).

Навузазван (Нево спас меня) (Иер 39.13)—начальник евнухов царя Навуходоносора.

Навузардан (Нево дал потомков) (4Ц 25.8,20; Иер 39.10.11,13; 40.1,5; 41.10; 43.6; 52.12,15,26,26,30)—военачальник Навуходоносора, сжегший Иерусалим и храм в 586 г. до РХ и уведший в плен большую часть жителей города. Позже он приходил ещё раз и увел в плен ещё часть народа. По приказу Навуходоносора он оказал милость и защиту пророку Иеремии.

Навуфей (3Ц 21.1-4,6-9,12-16,18,19; 4Ц 9.21,25,26)—житель Изрееля, имевший наследственный виноградник по соседству с дворцом Ахава. По наущению Иезавели был оклеветан и побит камнями.

Навуходоносор (Нево—защитник границ, или Нево—царь)—Халдеянин (Езд 5.12), великий царь Вавилонский. Его отец Набопаласар, отделившись от Ассирии, правил в Вавилоне с 625 г. до 605 г. до РХ. Ещё при жизни отца Навуходоносор во главе его войск разбил армию египетского царя Нехао при Кархамисе (Иер 46.2). После этого он взял Иерусалим, сделал Иоакима данником, а некоторых иудеев (в том числе Даниила) пленил (Дан 1.1-4). В этот раз (606 г. до РХ) Иерусалим и храм не подверглись разрушению, видимо, только потому, что Навуходоносор должен был спешить в Вавилон для занятия престола после смерти отца. Но семидесятилетний плен иудеев начался в этот год. Иоаким, по-видимому, возмутился против Навуходоносора и был отведен в Вавилон (2Пар 36.9-10), а вместо него был посажен на престол Седекия, его дядя. Этот вел себя первое время послушно и даже ездил в Вавилон (Иер 51.59), но на девятом году решил отложиться и за это великое опустошение пришло на Иерусалим (4Ц 24.20—25.9). В 586 г. до РХ город и храм были разрушены и сожжены. В этот же период Навуходоносор осаждал долгое время Тир, но безуспешно (Иер 29.18) и совершил несколько набегов на Египет.

Навуходоносор известен в истории также как строитель многих роскошных храмов, дворцов, каналов. О своем безумии, случившемся в конце его царствования (605-561 гг. до РХ), он сам вскользь упоминает в так называемой «Вавилонской надписи». После его смерти ему наследовал его сын Евил-Меродах, но Вавилон уже больше никогда не имел прежнего могущества. Священное Писание называет Навуходоносора «рабом» Божиим (Иер 25.9), руками которого Бог покарал Свой народ за непослушание, отправив его в плен на 70 лет (Иер 25.11). (См. Вавилон).

Нагалал (пастбище) (Нав 19.15; 21.35)—левитский город удела Завулонова на запад от Назарета (в Суд 1.30 назван Наглол) (не совпадает с 1Пар 6.77).

Нагале-Гааш (1Пар 11.32)—см. Гааш.

Нагалиил (ручей Божий) (Чис 21.19)—один из станов израильтян в пустыне на восток от Мертвого моря, по-видимому, недалеко от Арнона.

Наггей (Лк 3.25)—аналог. Авиуд,г.

Наглол (Суд 1.30)—см. Нагалал.

Надав—а) (Исх 6.23; 24.1,9; Лев 10.1; Чис 3.2,4; 26.60,61; 1Пар 6.3; 24.1,2)—аналог. Авиуд,а;

б) (1Пар 2.28,30)—аналог. Авишур;

в) (1Пар 5.19)—см. Кедма;

г) (1Пар 8.30; 9.36)—аналог. Авдон.г.

Наема (приятный) (Нав 15.41)—аналог. Адифаим.

наёмничий год (Ис 16.14; 21.16)—строго отсчитанный год, как по договору с наёмником.

Назарет (Мф 2.23а; 4.13; 21.11; Мк 1.9; Лк 1.26; 2.4,51; Ин 1.45,46; Деян 10.38)—небольшой городок (ныне Эль-Назира), расположенный на склоне живописного холма на запад от горы Фавор. В этом городе был дом Иосифа из колена Иудина, мужа Марии, матери Иисуса, в котором Господь провел 30 лет Своей земной жизни до выхода на служение. Некоторые связывают название этого города с еврейским словом «незер»—отрасль, отпрыск или посвящение (Ис 4.2; 11.1; 53.1), которое означает также диадиму на кидаре первосвященника.

Назарянин (Мк 1.24; 14.67; Лк 4.34; 24.19)—прозвище Иисуса, под которым Он был известен в народе.

назорей (отделённый, посвящённый) (Чис 6.2,4,5,6,8,9,12,13,18-21; Суд 13.5; 16.17; Ам 2.11)—человек, полностью посвящённый Богу, по добровольному обету и на определённое время или от самого рождения, как Самсон, Самуил и Иоанн Креститель. Назорей по закону не должен был стричь волос, пить вина и прикасаться к мертвому телу в течение всего времени назорейства.

Назорей (Мф 2.23б; Мк 10.47; Лк 18.37; Ин 18.5,7; 19.19; Деян 2.22; 3.6; 4.10; 6.14; 22.8; 24.5; 26.9)—неточность перевода на русский язык, ибо Иисус не был назореем по букве закона, как и Сам об этом свидетельствовал (Мф 11.18-19). В оригинале везде—Иисус из Назарета (или Назаренин).

Наин (Лк 7.11)—небольшой город на юг от Фавора и Назарета, носящий доныне прежнее название.

налево (Быт 13.9; 3Ц 7.21,31; 4Ц 23.8; Иов 23.9; Ис 54.3; Иез 21.16)—на север, в северном направлении. В древности направление по сторонам света определялось так: восход, заход, налево, направо—последние два при расположении лицом к востоку (восходу). В Быт 24.49, по-видимому, это слово не имеет географического смысла. (См. также влево, левая сторона, по левую сторону, слева).

наложница—в Ветхом Завете упоминается довольно часто. Наложниц имели Авраам, Иаков, Халев, Гедеон, Саул, Давид, Соломон... Наложницы не равнялись женам и их дети не были наследниками, но закон защищал и их права (Исх 21.7-11; Вт 21.10-14). В Быт 36.12 сын наложницы считался сыном жены Исава Ады.

Намессий (3Ц 19.16; 4Ц 9.2,14,20)—отец (предок) Ииуя, царя израильского.

наперсник—а) (Исх 25.7; 28.4,15,22,23,26,28-30; 35.9; 39.8,15,19,21; Лев 8.8)—нагрудное украшение первосвященника из двенадцати различных драгоценных камней, на которых были написаны имена всех колен Израилевых, расположенных на основе из драгоценной ткани, аналогичной ефоду, для ношения их у сердца и для памятования пред Богом;

б) (Иов 19.19)—задушевный друг, любимец и доверенное лицо.

направо (Быт 13.9; 1Ц 23.19,24; 26.1,3; 2Ц 24.5; 3Ц 7.21,39; 4Ц 23.13; 2Пар 4.10; Иов 23.9; Ис 54.3; Иез 21.16)—в южном направлении, на юг (ср. налево). (См. также вправо, по правую сторону, правая сторона, справа).

нарамник (Исх 28.7,12,25; 39,4,7,18,20)—часть ефода, лежащая на каждом плече, на которой укреплялся полированный камень (оникс) с шестью выгравированными именами колен.

нард (Песн 1.11; 4.13,14; Мк 14.3; Ин 12.3)—травянистое растение семейства валериановых, произрастающее в горах Индии. Из него выжималось драгоценное ароматное масло для приготовления мира. (См. ароматы).

нарезы (Лев 19.38; Вт 14.1)—искусственные раны на теле, уколы и татуировка, распространенные среди языческих народов, окружавших израильтян (ср. 3Ц 18.28). Закон запрещал наносить такие знаки на тело.

Наркисс (жёлтый нарцисс) (Рим 16.11)—римлянин, в семье которого, очевидно, не все были истинно верующие.

народ—сообщество людей, связанных общим происхождением, общим делом или общей верой. Это среда, в которой наиболее комфортно живет и проявляет себя каждый отдельный человек.

В мире люди держатся своего народа, как и своих богов, называя это патриотизмом и гражданственностью. Такими же цивилизованный мир хочет видеть и верующих. Но невозможно принадлежать одновременно к разным народам, как невозможно служить Богу, служа маммоне (Мф 6.24).

До возмужания Христос был послушен Иосифу и Марии (Лк 2.51), но выйдя на служение, Он никогда не вспоминал Свою семью, не восхвалял Свою мать и не превозносил израильский народ, из которого родился по плоти, не называл его Своим. Своими Он называл только тех, кто исполняет волю Отца Его Небесного (Мф 12.48-50, ср. Ос 1-2) и добавлял: «Они не от мира, как и Я не от мира» (Ин 17.16). Об этом различии и отделении (Чис 23.9; Пс 44.11) следует постоянно помнить истинно верующим и не смущаться непониманием (Мф 10.36-39; 2Тим 3.12), ибо избранный народ «живет отдельно, и между народами не числится» (Чис 23.9, Мих 5.7). (См. вселенная, земля, мир, мужчина, первенец, человек).

народы древней Палестины—народы, населявшие обетованную (Ханаанскую) землю, потомки Ханаана (Быт 10.15-18). При захвате земли израильтянами они подлежали полному уничтожению (Чис 31.17; Вт 20.16; 25.19). В Священном Писании им дано название «семь народов» (Вт 7.1; Деян 13.19), хотя их по количеству было больше (см. Приложение 7). Из сравнения Нав 19.7 и 2Ц 21.2 можно заключить, что Евеи и Аморреи были одним и тем же народом. Рефаимы назывались также Замзумимами (Вт 2.20) и Емимами (Вт 2.10-11) в тех местах, где их покорили аммонитяне и моавитяне. В земле Сеир до захвата её потомками Исава жили Хорреи (Вт 2.12).

нарост (1Ц 5.6,9,12; 6.4,5,11,17)—опухоль или геморроидальная шишка. (См. почечуй).

нарцисс (Песн 2.1; Ис 35.1)—род многолетнего луковичного растения с белыми и жёлтыми цветами, широко распространенного в южной Европе, малой Азии и северной Африке.

наследие (наследник, наследство)—по закону всё имущество отца принадлежало (переходило) его сыновьям (старшему—двойная доля) (Вт 21.17). Побочные дети не имели никакого участия в наследии. Дочери имели право только на содержание и при выходе замуж получали приданое или подарки. При отсутствии прямых наследников имение по смерти человека переходило к его дочерям, братьям, братьям отца или другому близкому родственнику (Чис 27.8-11). Вдова не имела части в наследстве, но получала содержание от своих детей или других наследников. Сын Божий—Господь Иисус Христос есть наследник всего (Евр 1.2), а все верующие суть наследники Божии чрез Иисуса Христа (Рим 8.17; Гал 4.7; Еф 3.6).

Наум (сострадательный)—а) (Наум 1.1)—Елкосеянин, один из малых пророков, живший, как полагают, в начале 7 в. до РХ во время правления царя иудейского Иосии;

б) (Лк 3.25)—аналог. Авиуд,г.

Наума пророка книга—34я книга Ветхого Завета, седьмая в ряду книг малых пророков (см. Библия). Посвящена целиком пророчеству о полном и окончательном падении Ниневии, столицы Ассирии, цари которой (и в особенности Ашурбанипал) проявляли крайнюю жестокость в своих войнах.

Нафан (дающий)—а) (2Ц 5.14; 1Пар 3.5; 14.4; Лк 3.31)—один из сыновей Давида от Вирсавии, родившийся в Иерусалиме, предок Иосифа в родословии Иисуса Христа;

б) (2Ц 7.2-4,17; 12.1,5,7,13,15,25; 3Ц 1.8,10,11,22-24, 32,34,38,44,45; 1Пар 17.1-3,15; 29.29; 2Пар 9.29)—пророк при Давиде и Соломоне, сообщивший Давиду волю Божию относительно постройки храма и в связи с рождением и воцарением Соломона;

в) (2Ц 23.36)—отец (предок) Игела;

г) (3Ц 4.5а)—отец (предок) Азарии;

д) (3Ц 4.5б)—священник, отец (предок) Завуфа;

е) (1Пар 2.36)—аналог. Азария,д;

ж) (Езд 8.16)—аналог. Ариэл;

з) (Езд 10.39)—аналог. Адаия,е;

и) (Зах 12.12)—некий родоначальник в народе израильском, возможно, сын Давида, упомянутый выше в пункте «а», через которого направлена линия наследования от Давида в Лк 3.

Нафанаил (Бог дает)—а) (Чис 1.8; 2.5; 7.18,23; 10.15)—сын (потомок) Цуара, главный в колене Иссахаровом при исчислении израильтян в пустыне Синайской;

б) (1Пар 2.14)—аналог. Аминадав,г;

в) (1Пар 15.24)—аналог. Амасай,в;

г) (1Пар 24.6)—отец (предок) Шемаии;

д) (1Пар 26.4)—аналог. Аммиил,г;

е) (2Пар 17.7)—один из князей царя Иосафата, посланных им наставлять народ в законе Божием;

ж) (2Пар 35.9)—аналог. Иеиел,ж;

з) (Езд 10.22)—аналог. Гедалия,б;

и) (Неем 12.21)—аналог. Адна,в;

к) (Неем 12.36)—аналог. Азариил,д;

л) (Ин 1.45-49; 21.2)—см. Варфоломей.

Нафания (Иегова дает)—а) (1Пар 25.12)—левит из сыновей Асафа, глава пятой чреды певцов (в ст. 2 назван Нефания);

б) (Иер 36.14)—отец (предок) Иегудия;

в) (Иер 40.8,14-16; 41.1,2,6,7,10-12,15,16,18)—отец (предок) Исмаила (в 4Ц 25.23,25 назван Нефания).

Нафаф-Дор (Нав 12.23; 3Ц 4.11)—см. Дор.

Нафек (росток, отрасль) (2Ц 5.15; 1Пар 14.6)—аналог. Веелиада (в 1Пар 3.7 назван Нефег).

Нафеф (Нав 17.11)—см. Дор.

Нафиш (дыхание, вдох) (Быт 25.15; 1Пар 1.31; 5.19)—аналог. Адбеел.

Нафоф-Дор (Нав 11.2)—см. Дор.

Нафтухим (Быт 10.13; 1Пар 1.11)—один из сыновей Мицраима, сына Хама и собирательное название его потомков, живших в среднем Египте.

Нахам (утешение, успокоение) (1Пар 4.19)—брат жены Годии. (См. Гарми).

Нахарай (храпящий, пыхтящий) (2Ц 23.37; 1Пар 11.39)—Беротянин, один из главных воинов Давида, оруженосец Иоава.

Нахаф (снижение или спокойный)—а) (Быт 36.13,17; 1Пар 1.37)—аналог. Зерех,а;

б) (1Пар 6.26)—аналог. Азария,з (в ст. 34 назван Тоах, а в 1Ц 1.1—Тоху);

в) (2Пар 31.13)—аналог. Азазия,в.

Нахбий (сокрытый) (Чис 13.15)—сын (потомок) Вофсия, представитель колена Неффалимова среди разведчиков земли.

Нахле-Гааш (2Ц 23.30)—см. Гааш.

Нахманий (сострадательный) (Неем 7.7)—аналог. Билшан (в Езд 2.2 не упомянут).

Нахон (готовый) (2Ц 6.6)—владелец гумна, у которого был поражен Оза (в 1Пар 13.9 назван Хидон).

Нахор (храпящий, пыхтящий)—а) (Быт 11.22-25; 1Пар 1.26; Лк 3.34)—сын Серуха, дед Авраама и предок Иосифа в родословии Иисуса Христа;

б) (Быт 11.26,27,29; 22.20,23; 24.10,15,24,47; 29.5; 31.53; Нав 24.2)—сын Фарры, брат Авраама, дед Лавана и Ревекки. Его потомки жили в Харране.

начала (Рим 8.38)—этим словом в русской Библии переведено греческое слово «демоны», означающее «духи». В других переводах: «основные принципы», «духовные основы» (небесные или адские).

начальства (2Пет 2.10; Иуд 8; 1Кор 15.24; Еф 1.21; 6.12; Кол 1.16; 2.10,15)—см. власть.

начатков жатвы пшеницы праздник (Исх 34.22)—см. Пятидесятница.

начаток—первый плод, первородное, как от земли (Исх 23.19а; Вт 26.2), так и от животных (Исх 13.12) и человека, которое считалось основным носителем силы родителя, поэтому по закону должно было посвящаться Господу (Исх 13.2; 22.29-30). Первородное из скота нечистого и из людей должно было быть выкуплено (Исх 13.13; Чис 18.15). Первенцы израильского народа были по повелению Божию заменены, то есть представлены, левитами (Чис 3.12,13а,41). Это делалось для освящения целого (Рим 11.16). Первенцем, начатком всех искупленных, является Христос, Который, как и первый сноп, освящает всю жатву (Рим 8.29; 1Кор 15.23; Кол 1.18). (См. первенец).

наш народ—см. народ.

Неаполь (новый город) (Деян 16.11)—город в Македонии (нынешнее название Кавелла).

Неария—а) (1Пар 3.22)—аналог. Бариах;

б) (1Пар 4.42)—один из сыновей Ишия из колена Симеонова, возглавлявших поход к горе Сеир во дни Езекии.

небеса (небо)—в Священном Писании эти слова употребляются в трех следующих значениях:

• воздушная среда над землей, в которой летают птицы и облака (Мф 6.26а; 16.2-3; Лк 4.25);

• небесный свод, на котором мы видим звезды и другие небесные тела, то есть весь космос вне земли (3Ц 8.27: Мф 24.29; От 20.11; 21.1);

• тот духовный мир, где царствует Бог (3Ц 8.49), где обитают Ангелы (Мф 24.36) и где записаны имена спасенных (Евр 12.23). До этого неба был на мгновение однажды восхищен (поднят, взят) ап. Павел (2Кор 12.2). С этого неба пришел Христос (Ин 3.13) и туда Он вознесся (Лк 24.51). Оно открыто для спасенных грешников (Ин 14.2) любовью и жертвою нашего Спасителя (Евр 9.24).

небесный Ханаан—см. Ханаан.

Невай (Неем 10.19)—аналог. Азур,а.

Неваллат (Неем 11.34)—город удела Вениаминова на северо-восток от Рамы (нынешнее местечко Бейт-Небала).

неверный—см. внешний.

невестка (Быт 38.16.24; Лев 18.15; 20.12; Вт 25.7,9; Руф 1.15; 1Ц 4.19; Ос 4.13,14; Мих 7.6; Мф 10.35; Лк 12.53)—жена брата, жена сына (сноха) и жены двух братьев друг другу.

Нево—а) (Чис 32.3,38; 33.47; 1Пар 5.8; Ис 15.2; Иер 48.1.22)—моавитский город вблизи горы Нево;

б) (Вт 32.49; 34.1)—гора (вершина) в горной местности восточнее устья Иордана (см. Аварим);

в) (Езд 2.29; Неем 7.33)—город, как полагают, в уделе Иудином (возможно, два);

г) (Езд 10.43)—один из родоначальников народа израильского, среди потомков которого были имевшие жен иноплеменок (возможно, город, см. выше пункт «в»);

д) (Ис 46.1)—один из вавилонских богов, в честь которого многим давались имена, например, Набопалассар, Навузазван, Навузардан, Навуходоносор (см. также Самгар-Нево).

неделя (евр. «шабуа»—семь или седьмина)—каждые следующие семь дней, заканчивающиеся субботой (еврейская неделя, ср. Мф 28.1). Деление дней на седмицы было известно также и в древнем Египте, где они назывались именами известных тогда планет, но такое деление не означало, что в конце недели был отдых. Между праздниками все дни в языческом мире были рабочими и только Моисеев закон предписывал отдыхать каждый седьмой день (Иез 46.1) (для земли—каждый седьмой год и следующий после семи раз по семи лет—так называемый юбилейный год) (см. Пятидесятница). У евреев дни недели не имели специальных названий, а обозначались просто порядковыми номерами. В Быт 29.27 словом «неделя» обозначено семь дней свадебного пира (ср. Суд 14.12). После воскресения нашего Господа Иисуса Христа в первый день еврейской недели (то есть в следующий за субботой, являющейся днем отдыха по Моисееву закону), этот день (Мф 28.1; Деян 20.7) у христиан стал праздничным, а в 313 г. императором Константином был специальным декретом узаконен как выходной (нерабочий). В русском языке этот день так и называется—воскресенье, каждую неделю напоминая всем говорящим по-русски об этом величайшем событии (во всех других языках он называется по-другому). (См. день воскресный, первый день недели, семь).

недро (Быт 16.5; Вт 28.54,56; Пс 34.13; 73.11; 78.12; 88.51; Ис 65.6,7; Иер 32.18; Ин 1.18)—образное выражение, имеющее различные оттенки значения: внутренность, сущность, связь, общность, сила, грудь.

Нееман (приятность) (4Ц 5.1,2,4-6,9,11,17,20,21,23,27; Лк 4.27)—сирийский полководец, чудесно исцеленный через пророка Елисея и поэтому всем сердцем уверовавший в истинного Бога.

Неемии книга—16я книга Ветхого Завета, предпоследняя в ряду исторических книг (см. Библия). В еврейском каноне и некоторых греческих переводах была объединена с книгой Ездры, поскольку является её логическим продолжением, повествуя о восстановлении стен и ворот Иерусалима под руководством Неемии (гл. 1-7), о торжественном чтении закона, праздновании праздника кущей и возобновлении завета с Богом (гл. 8-10), а также об исправлении некоторых нарушений закона, возникших в отсутствие Неемии (гл. 11-13). Как полагают, книга была частично написана самим Неемией, где он говорит от первого лица (гл. 1-7; 12.31—13.31), а частично—священником Ездрою.

Неемия (Иегова утешает)—а) (Езд 2.2; Неем 7.7)—один из глав народа, возвратившегося из плена с Зоровавелем;

б) (Неем 1.1; 8.9; 10.1; 12.26,47)—Тиршафа (персидское имя), сын (потомок) Ахалии, брат Ханани, еврей знатного происхождения, служивший в плену виночерпием царя персидского Артаксеркса (Артаксеркса 1 Лонгимана), назначенный областеначальником и получивший разрешение отправиться в Иерусалим, где он трудился 12 лет (Неем 2.1; 5.14; 13.6), после чего вернулся в Персию, откуда вскоре снова отправился в Иерусалим. О дальнейшей его судьбе сведений нет. Под его руководством были восстановлены стены Иерусалима, налажен и значительно очищен быт и нравы израильтян и искоренены многие злоупотребления. Его деятельность способствовала возрождению духа иудаизма и удалению от всего чужеземного (cм. Тиршафа);

в) (Неем 3.16)—сын (потомок) Азбука, чинивший стену Иерусалима в южной его части.

Неиел (Нав 19.27)—аналог. Аламелех (возможно, то же, что Нея).

Некода—а) (Езд 2.48; Неем 7.50)—аналог. Аккув,в;

б) (Езд 2.60; Неем 7.62)—аналог. Делаия,г.

Немврод (Мих 5.6)—см. Нимрод.

Немуил—а) (Чис 26.9)—сын (потомок) Елиава из колена Рувимова, старший брат Дафана и Авирона;

б) (Чис 26.12; 1Пар 4.24)—см. Иемуил.

неправедность—чаще всего означает неистинность, неискренность, несправедливость, противность правде, долгу, закону, то есть свойство, противоположное праведности (см.), а также в некоторых случаях—своекорыстие, мошенничество, стяжание.

непреложность (2Ц 7.28; Рим 11.29; Евр 6.17,18)—неизменность, неотменность, незыблемость.

Нер (лампа, светильник) (1Пар 8.33; 9.36,39)—аналог. Авдон,г. (См. Саул,г).

нерадение—беззаботность, невнимание, неприлежность (Мф 6.24; 1Тим 4.14).

Нергал (4Ц 17.30)—сирийское и вавилонское божество войны и смерти, изображавшееся в виде крылатого льва.

Нергал-Шарецер—а) (Иер 39.3а)—один из князей царя Навуходоносора. Как полагают, он является тем, кто позже стал царем, известным как Нериглиссар (560-556 гг. до РХ) (cм. Самгар-Нево);

б) (Иер 39.3б,13)—другой сановник царя.

нетопырь (Лев 11.19)—род летучих мышей, известный также под названием «кожан» или «ушан».

Нетофа (капание) (Езд 2.22; Неем 7.26)—город близ Вифлеема (возможно, нынешнее селение Бент-Нетиф), уроженцы которого вернулись из плена с Зоровавелем. (См. Нетофафа).

Нетофатитянин (2Ц 23.28,29; 1Пар 11.30)—Магарай и Хелев, уроженцы Нетофы (в 1Пар 11.30 Хелед назван Хетофафянин, а в 1Пар 27.13,15 оба названы Нетофафянин).

Нетофаф(а) (4Ц 25.23; 1Пар 2.54; Неем 12.28; Иер 40.8)—то же, что Нетофа.

Нетофафянин (1Пар 27.13.15)—см. Нетофатитянин.

Нефания (Иегова дает)—а) (4Ц 25.23,25)—см. Нафания,в;

б) (1Пар 25.2)—см. Нафания,а;

в) (2Пар 17.8)—аналог. Адония,б.

Нефан-Мелех (царь дал) (4Ц 23.11)—евнух, близ комнаты которого ставились посвященные солнцу кони, и которыми он, возможно, заведовал.

Нефег (росток)—а) (Исх 6.21)—аналог. Зихри,а;

б) (1Пар 3.7)—см. Нафек.

нефинеи (1Пар 9.2; Езд 2.43,58,70; 7.7; 8.17,20; Неем 3.26; 7.46, 60,73; 10.28; 11.3,21)—младшие служители при храме, прислуга левитам (Езд 8.20). Состояли, как полагают, из бывших жителей Гаваона (Нав 9.23) или из пленников, но все они, судя по многим местам (см. например, Неем 10.28; 11.3), были прозелитами, то есть приняли закон, в отличие от рабов Соломоновых.

Нефисим (Езд 2.50)—аналог. Аккув,в (в Неем 7.52 назван Нефишсим).

Нефишсим (Неем 7.52)—см. Нефисим.

Нефтоах (Нав 15.9; 18.15)—источник, находившийся на границе уделов Иудина и Вениаминова, по-видимому, на запад от Иерусалима.

Неффалим (спор, борьба)—шестой сын Иакова (второй от Валлы, служанки Рахили) (Быт 30.7-8), родоначальник колена Неффалимова (см. колена Израилевы). Благословение, данное ему Иаковом, записано в Быт 49.21, Моисеем—во Вт 33.23. Удел колену Неффалимову был дан в северной части Палестины (Нав 19.32-39), на запад от верхнего течения Иордана и озер Геннисаретского и Мером.

Неффалимова гора (Нав 20.7)—удел Неффалимов. (См. гора).

Нехао (4Ц 23.29,33-35; 2Пар 35.20-22; 36.4; Иер 46.2)—египетский царь, царствовавший с 612 г. до 606 г. до РХ и прославившийся многими техническими предприятиями—он организовал экспедицию из финикийских кораблей вокруг Африки, сделал попытку прорыть канал на месте нынешнего Суэцкого и др. Был разбит набиравшим силу Навуходоносором при Кархемисе в 606 г. до РХ.

Нехеламитянин (Иер 29.24,31,32)—прозвище Шемаии, по-видимому, по месту его происхождения.

Нехум (утешение) (Неем 7.7)—аналог. Билшан (в Езд 2.2 назван Рехум).

Нехушта (медь, бронза) (4Ц 24.8)—дочь Елнафана из Иерусалима, мать царя Иехонии.

Нехуштан (медный или кусок меди) (4Ц 18.4)—название, данное медному змею, сделанному ещё Моисеем, которому израильтяне до дней Езекии (то есть более 700 лет) кадили как божеству. (См. медный змей).

Нециах (знаменитый, известный) (Езд 2.54; Неем 7.56)—аналог. Аккув,в.

Нецив (Нав 15.43)—аналог. Адифаим (ныне селение Бейт-Незиб).

нечестие—беззаконие, грех, беспутство; противление закону Божию, непочтительное, неуважительное и даже недоброе отношение ко всему святому, высшему; порочность, развращенность. (См. благочестие).

нечистота (нечистый)—нечистыми по закону Моисея могли быть люди, животные и любые предметы. Нечистым можно было стать от прикосновения к нечистоте человеческой (больному, его выделениям, трупу), к нечистому животному или его трупу, а также к предмету, которого они все касались (Лев 11-15; Чис 19; Вт 14). Разделение животных на чистых и нечистых в отношение пригодности в пищу имело, очевидно, кроме практического смысла ещё и высокое моральное значение (Лев 20.24-26), указывающее на отделенность от всех остальных избранного народа Божия. До потопа животные также делились на чистых и нечистых (Быт 7.2), по-видимому, в зависимости от пригодности для жертвоприношения (ср. Лев 27.11). Очищение от нечистоты требовало омовения водой и жертвоприношения. По закону все первенцы из нечистого домашнего скота, а также и из людей должны были быть выкуплены (Исх 13.13; Чис 18.15). Даже небо в глазах Божиих нечисто (Иов 15.15). Но страх Господень чист (Пс 18.10) и у творящего милостыню всё чисто (Лк 11.41). (См. также освящение, очищение).

Нея (волнение) (Нав 19.13)—см. Неиел.

Нивхаз (4Ц 17.31)—один из идолов аввийцев, изображавший собаку или человека с собачьей головой, которому они поклонялись как богу-хранителю.

Нившан (мягкая почва или плодородный) (Нав 15.62)—аналог. Ир-Мелах.

Нигер (черный) (Деян 13.1)—прозвище Симеона, одного из пророков и учителей Антиохийской общины верующих.

Никанор (победный) (Деян 6.5)—один из семи человек «изведанных, исполненных Святого Духа и мудрости» (ст. 3), избранных Иерусалимской общиной верующих, чтобы «пещись о столах» (ст. 2), то есть заботиться о малоимущих и раздавать им дары, приносимые другими христианами. Позже такие служители стали называться диаконами (см.).

Никодим (победитель народа) (Ин 3.1,9; 7.50; 19.39)—один из членов синедриона, фарисей и тайный ученик Христа, приходивший к Иисусу ночью для беседы, выступивший в Его защиту в синедрионе и приготовивший вместе с Иосифом тело распятого Христа к погребению, явив ни с чем несравнимое мужество и решительность.

Николаиты (От 2.6,15)—возможно, какая-то секта, но других сведений о ней нет. Поскольку по-гречески «никао» означает побеждать, а «лато»—народ, более вероятным является мнение, что это слово означает отделение духовенства от мирян, возникшее вначале как дело (ст. 6), а затем и учение (ст. 15), и очень скоро ставшее нормой «церковной» жизни. (См. церковь).

Николай (победитель народа) (Деян 6.5)—аналог. Никанор, очевидно, из Антиохии.

Никополь (город победы) (Тит 3.12)—городов с таким названием было несколько: в Эпире (построен Августом в честь победы при Акциуме), во Фракии у реки Несса, и в Киликии. Как полагают, имеется в виду первый, на месте которого теперь находятся развалины под названием Превеса.

Нил (от «нилас»—темный)—величайшая река Африки, основа физического существования Египта. Нил имеет удивительное своеобразие—он разливается тогда (июль-сентябрь), когда другие реки входят в берега и стабилизируются после разливов. Наводнения обычно приносят с верховьев огромное количество ила, которым обильно удобряется вся пойма реки, и поэтому широкая полоса вдоль Нила и огромное пространство дельты всегда были цветущим садом почти круглый год. Кроме того, с древних времен египтяне применяли широкую сеть оросительных каналов и умели поднимать в них воду из реки с помощью конвейера с прикрепленными к нему многими сосудами. Нил в Ис 23.3 называется Сихор и большая река, а в Наум 3.8—море.

Нимра (Чис 32.3)—см. Беф-Нимра.

Нимрим (Ис 15.6; Иер 48.34)—поток (или район, орошаемый им) в земле моавитской.

Нимрод (Быт 10.8,9; 1Пар 1.10)—сын Хуша, сына Хама, основатель Вавилона и других городов в земле Сеннаар. Был искусным звероловом и создателем первого царства на земле, а также, в соответствии с еврейской традицией и многими историческими памятниками основателем идолопоклонства (см.) (в Мих 5.6 назван Немврод).

Нимфан (посвященный музам) (Кол 4.15)—христианин в Лаодикии (или Колоссах), которого с домашней церковью приветствует ап. Павел.

Ниневия (Быт 10.11; Ис 37.37; Ион 1.2; 3.2-7,10; 4.11; Наум 1.1,8; 2.8; 3.7; Соф 2.13; Мф 12.41; Лк 11.30,32)—город на левом берегу верхнего течения Тигра (напротив нынешнего города Мосул), столица древней Ассирийской империи. Ниневия возникла вскоре после постройки Вавилона и процветала многие столетия. По величине это был огромный город—по Страбону и Геродоту длина его внешней стены равнялась 480 стадиям (то есть около 100 км), следовательно, она по площади равнялась нынешней Москве (что соответствует Ион 3.3). Реховоф-ир, Калах и Ресен (Быт 10.11-12) были частями этого города. В настоящее время он весь лежит в развалинах, из которых откопаны огромные дворцы Сеннахирима и Ашурбанипала, храмы и стены, украшенные множеством крылатых быков.

Нир (светильник) (1Ц 14.50,51; 2Ц 2.8; 3Ц 2.5; 1Пар 26.28)—отец Авенира и брат Киса, отца Саула. (См. Саул,г).

Нирей (Рим 16.15)—аналог. Амплий.

Нирий (Лк 3.27)—аналог. Авиуд,г.

Нирия (светильник Иеговы)—а) (Иер 32.12,16; 36.4,8; 43.3,6; 45.1)—отец (предок) Варуха;

б) (Иер 51.59)—отец (предок) Сераии.

Нисан (Неем 2.1; Есф 3.7)—см. Авив,а.

Нисрох (4Ц 19.37; Ис 37.38)—ассирийское божество, которому поклонялся Сеннахирим.

ниц (старослав. наизнанку) (Лк 5.12; 17.17; 1Кор 14.25)—ничком, лицом к земле.

нищий—см. милостыня.

Но (пристанище, жилище) (Иер 46.25; Иез 30.14-16)—другое название города Фивы, одного из величайших городов Египта, располагавшегося в верхнем течении Нила (в районе нынешних селений Карнак и Луксор) и бывшего долгое время столицей южной части государства (см. Патрос). Греки называли его Диосполис. В 664 г. до РХ он был ограблен Ашурбанипалом, царем ассирийским, а в 30 г. до РХ—разрушен римлянами. Теперь на его месте находятся развалины самых громадных дворцов, каменных истуканов и храмов (среди них наибольший был посвящен Аммону) (в Наум 3.8 город назван Но-Аммон).

Ноа (покой, отдых) (Чис 26.33; 27.1; 36.11; Нав 17.3)—аналог. Махла,а.

Ноадия (Иегова встречает)—а) (Езд 8.33)—аналог. Иозавад,д;

б) (Неем 6.14)—пророчица, враждебно настроенная против Неемии.

Но-Аммон (Наум 3.8)—см. Но.

Нов (бугор, возвышение)—а) (Неем 11.32; Ис 10.32)—священнический город в уделе Вениаминовом близ Иерусалима, в котором находилась скиния во дни Саула, и все жители которого были истреблены Доиком Идумеянином (в 1Ц 21.1; 22.9,11,19 назван Номва);

б) (Иер 46.19)—см. Мемфис.

Нова (лай) (Суд 8.11)—город на восток от Иордана (положение не известно, см. след.).

Новах (лай) (Чис 32.42)—муж из колена Манассиина (из города Нова?), завоевавший город Кенаф в Галааде.

новое хлебное приношение (Лев 23.16; Чис 28.26)—см. Пятидесятница.

новолуние (Ам 8.5)—см. новомесячие.

новомесячие (Чис 10.10; 28.11,14; 1Ц 20.5,18; 4Ц 4.23; 1Пар 23.31; 2Пар 2.4; Пс 80.4; Ис 1.13,14; Иез 45.17; 46.1,3,6; Ос 2.11; Кол 2.16)—первый день каждого нового лунного месяца священного еврейского календаря, который провозглашался наступившим, как только появлялся серп новой луны. Новомесячие (новолуние) отмечалось как праздник (со звуками труб и жертвоприношениями). В законе ничего не сказано о том, запрещались ли работы в новомесячие, но судя по Ам 8.5, работа в эти дни останавливалась, как и в субботы. Особенно торжественно отмечалось начало седьмого месяца. (См. год, праздники, праздник труб).

новые ворота (Иер 26.10; 36.10)—одни из ворот первого храма.

Новый Завет (Иер 31.31; Мф 26.28; Мк 14.24; Лк 22.20; 1Кор 11.25; 2Кор 3.6; Евр 9.15)—последний, окончательный завет Бога с домом Израилевым в искупительной Жертве (Крови) Господа Иисуса Христа, заключенный, когда наступила полнота времени (Гал 4.4-5), о котором было открыто уже ветхозаветным пророкам (Ис 42.6; Иер 31.31-34). Новым Заветом также называются и все писания (Евангелия, Деяния Апостолов, Послания и Откровение), написанные после смерти, воскресения и вознесения Христа и признанные каноническими. Они были написаны примерно в сроки, приведенные в нижеследующей таблице.

Иак около 48-61 гг.,
1 и 2Фес - 51 г.,
Мк  - 51-63 гг.,
Гал - 53 г.,
1 и 2Кор - 55 г.,
Рим - 57 г.,
Мф - 57-67 гг.,
Лк - 59-69 гг.,
Ин - 59-85 гг.,
Еф, Кол, Флм - 60 г.,
1Пет, Флп - 61 г.,
1Тим - 62 г.,
Тит - 63-65 гг.,
Деян - 63-70 гг.,
2Пет - 65-68 гг.,
Иуд - 65 г. или 80 г.,
2Тим - 66 г.,
Евр - 67 г.,
1-3Ин  - 85-95 гг.,
Откр - 95 г.

Можно с уверенностью утверждать, что тексты книг Нового Завета сохранились значительно хуже (менее точно) по отношению к их оригиналам, чем тексты книг Ветхого Завета (см.), особенно Послания. Дело в том, что Послания–это письма Апостолов отдельным общинам и даже отдельным лицам. Будучи написанные, они отправлялись адресату с нарочным (с оказией), затем это письмо требовалось переправить другому лицу или в другую общину, чтобы прочесть его и там. Сохранялись ли они после этого? Знали ли получатели, что это есть важные составляющие будущего сборника книг под названием «Новый Завет»? Конечно, нет и потому вполне допустимо, что письма эти по прошествии небольшого времени терялись или переписывались с ошибками или вообще по памяти. Письма эти, как видим из приведенной таблицы, начали циркулировать в середине первого века, а канон составился только в 4 в. К тому же нужно учитывать очень тяжелые обстоятельства жизни Христиан в условиях начавшихся на них гонений. При императоре Феодосии (середина 4 в.) по его приказу были написаны первые 50 Библий, Какие книги Нового Завета и в каком состоянии туда вошли? Известно, что Ориген в 240-250 гг. впервые собрал почти две трети всех новозаветных писаний. Но где и как они хранились два столетия до этого? Представьте, например, судьбу Послания (письма) ап. Павла римлянам, написанное в 57 г. и посланное римской общине, в Рим, где царствовал Нерон, при котором разгорелись особо жестокие гонения с уничтожением христиан на аренах цирков. Прочитанное в общине, оно как-то и где-то должно было дождаться Оригена целых 200 лет! Вот почему в этом Послании, как впрочем и в некоторых других, имеются очень сомнительные места (см., например, статью «язычники» относительно Рим 10). (См. также Библия, Ветхий Завет, завет, Павел Апостол, Писание, церковь).

Ногаг (блеск) (1Пар 3.7)—аналог. Веелиада (во 2Ц 5 не упомянут, а в 1Пар 14.6 назван Ногах).

Ногах (1Пар 14.6)—см. Ногаг.

Нод (блуждание) (Быт 4.16)—название земли, в которую удалился Каин. По мнению некоторых толкователей это слово означает не землю, но состояние бегства, блуждания, одиночества, в котором он оказался. (См. имя).

Ноема (приятность) (Быт 4.22)—дочь Ламеха от Циллы.

Ноеминь (приятная) (Руф 1.2,3,11,15,18-22; 2.1,2,6,20,22; 3.1; 4.3,5,9,14,16,17)—жена Елимелеха и свекровь Руфи, ставшей женой Вооза.

Ной (покой) (Быт 5.29,30,32; 6.8-10,13,22; 7.1,5-7,9,11,13,15; 8.1,6,15,18,20; 9.1,8,17-20,24,28,29; 10.1,32; 1Пар 1.4; Ис 54.9; Иез 14.14,20; Мф 24.37; Лк 3.36; 17.26; 1Пет 3.20; 2Пет 2.5; Евр 11.7)—сын Ламеха, потомок Сифа, сына Адама, отец Сима, Хама и Иафета, человек праведный, ходивший пред Богом. Он один из людей был избран Богом для сохранения рода человеческого во время потопа и спасся вместе со всей своей семьей в ковчеге, который построил заблаговременно. За ним Бог затворил дверь ковчега, когда он туда вошел (Быт 7.16), а позже заключил с ним завет (Быт 6.18; 9.8-11,15; Ис 54.9), что потопа на земле более не будет. Ной жил 950 лет и умер, когда Аврааму было 58 лет. Является одним из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа.

Номва (1Ц 21.1; 22.9,11,19)—см. Нов,а.

Нон (рыба) (1Пар 7.27)—сын Елишамы и отец Иисуса (Навина) (см. Аммиуд,а) (в Исх 3.11 назван Нав).

Ноф (Иер 44.1; 46.14)—см. Мемфис.

Нофа (Чис 21.30)—моавитский город близ Медевы.

Ноха (покой, отдых) (1Пар 8.2)—аналог. Ард.

 

 

Система Orphus Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter


<<<   СОДЕРЖАНИЕ   >>>