Н.Н. Глубоковский. Библейский словарь
О
обаятель (Вт 18.11; Иер 50.36; Дан 2.27; 4.4; 5.7,11,15)—см. волхвы.
обет—обещание, клятва. При даче обета обычно призывалось имя Господа и поэтому неисполнение его было грехом против третьей заповеди (Чис 30.3; Вт 23.21; Ек 5.3). Для человека было сетью давать поспешно обет (Пр 20.25), что мы видим на примерах Иеффая (Суд 11.30-39), Ирода (Мк 6.22-28). Обеты жены и дочери по закону не имеют силы без согласия на то мужа или отца (Чис 30.4-9), обеты же разведенной и вдовы—имеют силу всегда (Чис 30.10). Иаков дал обет Господу с условием (Быт 28.20-22), также и Анна (1Ц 1.11). Об обете назорейства см. назорей.
обетованная земля (Евр 11.9)—земля, обещанная Господом потомкам Авраама (Быт 15.18). Простиралась она от пределов Египта до Евфрата и известна как Ханаанская земля. Земля обетованная была заселена потомками Ханаана, сына Хама, проклятого Ноем, и это, очевидно, было одним из важнейших оснований отдать ее народу Божию после освобождения его из египетсвого плена. Евреи после сорокалетнего странствования по пустыням вошли в нее под водительством И.Навина, но далеко не всю смогли завоевать. Она является символом духовного удела верующего и Царства Небесного (Мф 11.12). (См. Ханаан а,б).
обновления праздник (Ин 10.22)—праздник, установленный Иудой Макковеем в 164 г. до РХ в честь освобождения и очищения храма от идольского служения, осуществлявшегося в нем в течение трех лет по приказу Антиоха Епифана. Этот праздник начинался 25 числа месяца Кислев и продолжался восемь дней. Отличительной его особенностью являются яркие огни во всех домах. Он известен до наших дней под названием «ханука». (См. праздники).
обрезание—религиозный обряд, заключающийся в срезании крайней плоти (края складки свободной кожи) на половом органе мальчика и знаменующий собой вступление его в общество народа. Обрезание издревле практиковалось у многих народов (египтян, африканских негров, финикийцев, индусов, мексиканцев, индейцев), но у большинства, и особенно, у египтян оно было не религиозной, а просто гигиенической мерой, однако оно было дано еврейскому народу как знамение завета между Богом и Авраамом (Быт 17.9-12). Еврейских мальчиков до сих пор торжественно обрезывают на восьмой день после рождения, как и велит закон, мусульмане же обрезывают своих детей на тринадцатом году, как был обрезан Измаил (Быт 17.25). Обрезание символизирует смирение, подчинение воли Божией, поэтому в Священном Писании оно иногда образно относится и ко всему человеку (Вт 10.16; Иер 4.4), и к сердцу и к ушам человека (Иер 6.10; Деян 7.51) и даже к плодам вновь посаженных деревьев (Лев 19.23). В годы зарождения христианства новообращенные иудеи придавали чрезмерно высокое значение этому обряду и потому ап. Павел не раз поясняет, что в деле спасения важен не внешний знак, а внутреннее перерождение (Рим 2.29; Гал 6.15), напоминая, что и Аврааму праведность была вменена по вере, а не по обрезанию (Рим 4.11).
Овадиа (поклонник Иеговы) (1Пар 7.3)—аналог. Иоиль,д.
Овадия (поклонник Иеговы)—а) (1Пар 3.21)—см. Арнан;
б) (1Пар 8.38; 9.44)—аналог. Азрикам,б;
в) (1Пар 9.16; Неем 12.25)—см. Авда,б;
г) (1Пар 12.9)—аналог. Афай;
д) (1Пар 27.19)—отец (предок) Ишмаии;
е) (2Пар 17.7)—один из князей при царе Иосафате, посланный им наставлять народ в законе Божием;
ж) (2Пар 34.12)—аналог. Захария,с;
з) (Езд 8.9)—аналог. Евед,б;
и) (Неем 10.5)—аналог. Азария,ф.
Овал (дородный, тучный) (Быт 10.28)—см. Евал,а.
Овед (служитель, поклонник)—а) (1Пар 11.47)—из Мецоваи, один из главных воинов Давида (во 2Ц 23 не упомянут);
б) (1Пар 26.7)—левит, один из сыновей Шемаии, потомок Овед-Едома, привратник у южных ворот храма;
в) (2Пар 23.1)—отец (предок) Азарии.
Овед-Едом (служитель Едома или Едом служитель) (1Пар 15.18,21,24,25; 16.5,38; 26.4,8,15; 2Пар 25.24)—левит, потомок Идифуна, родоначальник, по-видимому, большого числа служителей при воротах и кладовых храма (из сравнения 2Ц 6.12 с 1Пар 15.25 явствует, что он же есть Аведдар, см.). Аведдар Гефянин и Овед-Едом в 1Пар 15.25 иногда выделяются как отдельные лица, но в обоих случаях имеется в виду глава рода—Овед-Едом (лично или в потомках). (См. имя, сын).
овен—баран возрастом более одного года (до года—агнец). (См. жертвоприношение).
Овечьи ворота (Неем 3.1,32; 12.39)—ворота в северо-восточной части стены древнего Иерусалима.
Овид (служитель, поклонник)—а) (Руф 4.17,21,22; 1Пар 2.12; Мф 1.5; Лк 3.32)—сын (потомок) Вооза и Руфи, отец (предок) Иессея, отца Давида, один из предков Иосифа в родословии Иисуса Христа;
б) (1Пар 2.37,38)—аналог. Азария,д.
Овил (владеющий верблюдами) (1Пар 27.30)—Исмаильтянин, смотритель над верблюдами при Давиде (возможно, не имя собственное, а прозвище, служебный титул—см. имя).
Овоф (мех для воды) (Чис 21.10,11; 33.43,44)—один из станов израильтян в пустыне у южной границы земли моавитской.
овца—известное домашнее животное, очень ценимое на востоке. Овцы составляли в древности главное богатство евреев—кочевников и скотоводов, поэтому труд пастуха хоть и был трудным, считался почетным. Многие великие люди, о которых говорит Священное Писание (Иаков, Моисей, Давид, пророк Амос и др.), были пастухами. Овца проста в содержании, послушна, обладает кротким нравом. Господь уподобил праведников овцам (Мф 25.32-33).
Ог (Чис 21.33; 32.33; Вт 1.4; 3.11,13; 4.47; 31.4; Нав 2.10; 12.4; 13.12,30,31; 3Ц 4.19; Неем 9.22; Пс 134.11; 135.20)—аморрейский царь в Васане, огромный ростом и обладавший многими укреплёнными городами. Победа Моисея над ним всегда считалась важным событием в истории еврейского народа.
Огад (Быт 46.10; Исх 6.15)—аналог. Иамин,а (в Чис 26.12-13 и 1Пар 4.24 не упомянут).
Огел (палатка, дом) (1Пар 3.20)—аналог. Берехия,а.
Огола (имеющая свой шатер) (Иез 23.4,5,36,44)—символическое название Самарии, указывающее на то, что она имела свой храм (шатер) для поклонения.
Оголива (Мой шатер у нее) (Иез 23.4,11,22,36,44)—символическое название Иерусалима, указывающее на то, что храм Божий находился в нем.
Одед (восстанавливающий)—а) (2Пар 15.1,8)—отец (предок) Азарии;
б) (2Пар 28.9)—пророк Господень, современник Факея, царя израильского, и Ахаза, царя иудейского.
одежда—почти во всех случаях этим словом в Священном Писании обозначается только одна верхняя накидка (плащ, мантия), которая была главной, а иногда и единственной, частью одежды вообще, употреблявшаяся и как предмет одежды, и как одеяло для ночного сна (Вт 22.17; Ис 22.26; Чис 15.38; Мф 21.8; 23.5; Ин 21.7). Одежда эта (или накидка) делалась обычно в виде квадратного или прямоугольного куска материи (или кожи—Мф 7.15) с отверстием для головы или без него, и в него человек закрывался (заворачивался) почти полностью. К одежде (одетости) в древности на востоке относились так строго, что человек без этой верхней главной накидки считался нагим (Ис 20.2; Мк 14.51; Ин 21.7), хотя бы на нем и были нижняя рубашка (Дан 3.21; Мф 5.40) и род панталон (трусы) (Исх 28.42). Эта верхняя накидка в некоторых местах названа «милоть» и «епанча». Одежда (накидка) всегда охватывалась поясом, но, возможно, её носили иногда и свободно, поверх пояса (Деян 12.8). Края одежды (накидки) по закону должны были иметь кисти для напоминания о заповедях Божиих (Чис 15.38-41). Одежда имела какое-то отличие для мужчин и женщин (Вт 22.5). Эту верхнюю накидку (одежду) раздирали (разрывали) в момент скорби и печали (Иол 2.13), чтобы «обнажиться», показывая глубину своей скорби. Кроме одежды (накидки) употреблялись также покрывала для головы (Быт 24.15; Исх 34.33; Пр 31.24), которые были подобны современным платкам, но, возможно, и больших размеров (Мк 14.51). (См. также повязка).
одесную (от слова «десница»—правая рука)—справа, с правой стороны; но в некоторых случаях означает «близко» (Пс 15.8; 108.6) и «на одном уровне» (Лк 22.69; Еф 1.20).
одиннадцать—число сыновей Иакова, родившихся в Месопотамии (Быт 32.22),
число покрывал скинии (Исх 26.7-8),
число Апостолов по воскресении Христовом (Деян 1.26).
Одоллам (ограда, внутренность) (Быт 38.1,12,20; Нав 12.15; 15.35; 2Ц 23.13; 1Пар 11.15; 2Пар 11.7; Неем 11.30; Мих 1.15)—аналог. Адифаим (ныне селение Дер-Дуббан) (в 1Ц 22.1 назван Адоллам).
одр (Вт 3.11; Пс 40.4; От 2.22)—кровать, ложе (во Вт 3.11 имеется в виду не сама кровать, но постамент, подставка под ложе). В Песн 3.7,9 в оригинале стоит «карета», а в Лк 7.14—«гроб».
Оза (сила, крепость) (2Ц 6.3,6-8; 1Пар 13.7,9-11)—один из сыновей (потомков) Аминадава (Авинадава), управлявших волами при перевозке ковчега и пораженный за то, что прикоснулся к нему (ср. Чис 4.15).
Озиил (сила Божия или Бог есть сила)—а) (1Пар 23.12,20; 24.24; 26.23)—аналог. Ицгар (в Исх 6.18,22; Лев 10.4; Чис 3.19,27,30; 1Пар 6.2,18 назван Узиил, а в 1Пар 15.10—Уззиил);
б) (1Пар 16.6)—один из священников, поставленных трубить пред ковчегом после его перенесения в Иерусалим;
в) (1Пар 25.4)—см. Азариил,б.
Озия (сила Иеговы)—а) (4Ц 15.30,32,34; 2Пар 26.1,3,8,9,11,14.18,19,21-23; 27.2; Ис 1.1; 6.1; Ос 1.1; Ам 1.1; Зах 14.5; Мф 1.8,9)—см. Азария,в (относительно Мф 1.8 см. родить);
б) (1Пар 6.5,6)—аналог. Авиуд,б (в 1Пар 6.51; Езд 7.4 назван Уззий).
Озний (внимательный) (Чис 26.16)—аналог. Арели (в Быт 46.16 назван Эцбон).
оклад (Ис 30.22)—отделка, облицовка, покрытие идолов для придания им блеска.
окно—в древних восточных домах служило для тех же целей, что и ныне, только закрывалось решеткой (Суд 5.28-29) и выходило почти всегда во внутренний двор, редко—на улицу (Пр 7.6). (См. решетка).
Олдама (ласка, нежность) (4Ц 22.14)—жена Шаллума, пророчица во времена царствования Иосии (во 2Пар 34.22 названа Олдана).
Олдана (2Пар 34.22)—см. Олдама.
Оливема (мой шатер высок)—а) (Быт 36.2,5,14,18,25)—см. Иегудифа;
б) (Быт 36.41; 1Пар 1.52)—один из старейшин идумейских, потомок Исава (возможно, происходит от имени его жены).
оливки (Мих 6.15)—плоды оливкового дерева, маслины (см.).
Олимпан (Рим 16.15)—аналог. Амплий.
Омар (Быт 36.11,15; 1Пар 1.36)—аналог. Амалик,а.
Омега (От 1.8,10; 21.6; 22.13)—последняя буква греческого алфавита. (См. Алфа).
омовение—религиозный обряд (Евр 9.10), берущий начало в законе (Исх 29.4; Вт 21.6, ср. 4Ц 5.10; Пс 50.4; Ис 1.16). Со временем сделалось мертвым ритуалом, подменившим заповедь Божию (Мф 7.8), посему и было отвергнуто Господом. (См. очищение).
Омри (порывистый, стремительный)—а) (1Пар 7.8)—аналог. Авия,д;
б) (1Пар 9.4)—аналог. Амария,ж;
в) (1Пар 27.18)—сын (потомок) Михаила, главный в колене Иссахаровом при Давиде.
омывальница (2Пар 4.6)—см. умывальница.
Он (Иез 30.17)—см. Илиополь.
онагр (Иов 39.5)—дикий осел.
Онам (сильный, богатый)—а) (Быт 36.23; 1Пар 1.40)—аналог. Алван;
б) (1Пар 2.26,28)—один из сыновей Иерахмеила, сына Есрома из колена Иудина.
Онан (сильный) (Быт 38.4,8,9; 46.12; Чис 26.19; 1Пар 2.3)—аналог. Ир,а. От его имени произошло слово «онанизм».
оникс (Быт 2.12; Исх 25.7; 28.9,20; 35.9,27; 39.6,13; Иов 28.16; Иез 28.13)—разновидность агата, минерал с чередующимися темными и светлыми слоями, из-за чего издавна употребляется для изготовления украшений, особенно камей (выпуклых светлых изображений на темном фоне). В одежде первосвященника использовался для нарамника ефода и наперсника (см.). (См. также драгоценные камни).
Онисим (полезный) (Кол 4.9; Флм 1.10)—в прошлом раб Филимона, обращенный в истинную веру через ап. Павла, колоссянин (по рождению или службе). Ап. Павел, намекая на его имя, говорит о его годности (Флм 1.11).
Онисифор (приносящий пользу) (2Тим 1.16; 4.19)—ефесянин, друг ап. Павла, который с риском для жизни служил ему во время римского заточения Апостола.
ониха (Исх 30.34)—один из компонентов священного курения, природа которого не известна, хотя полагают, что это некие раковины (возможно, также—растение). (См. ароматы).
Оно (сильный, крепкий) (1Пар 8.12; Езд 2.33; Неем 6.2; 7.37; 11.35)—город по соседству с Лодом (Лиддой), как полагают, нынешнее селение Кефр-Ана. Находится вне удела Вениаминова.
оный (Рим 7.18; 2Фес 1.10; 2Тим 1.12,18; 4.8; Евр 2.14; От 16.14)—то, тот; назначенный, определенный.
опахало (Ис 3.19)—в оригинале стоит: шарф (вуаль, легкая накидка). (См. украшения).
оплот (Иов 13.12)—забор, ограда (в указанном стихе имеет значение «защита»).
опоясание (Быт 3.7; Деян 19.12)—широкий пояс, передник, фартук.
опреснок—пресный, бесквасный хлеб. Основное его назначение—употребление во время семи дней праздника опресноков (Исх 12.15,18-20). В переносном смысле означает чистоту, неподверженность чуждым влияниям (1Кор 5.7-8).
опресноков праздник—см. праздник опресноков.
Ор (белизна, чистота)—а) (Исх 17.10,12; 24.14; 31.2; 35.30; 38.22; 2Пар 1.5)—сын Халева (см. Халев,в) из колена Иудина, помогавший Аарону во время молитвы Моисея и управлявший вместе с Аароном народом во время отсутствия Моисея, отец Веселиила (в 1Пар 2.19,20,50; 4.1,4 назван Хур);
б) (Чис 20.22,23.25,27; 21.4; 33.37-39,41; Вт 32.50)—гора на границе земли Едомовой на юг от Мертвого моря в районе Кадеса, на которой умер (и, видимо, был похоронен) Аарон (точное положение её не известно, но, возможно, это гора с названием Джебел Мадейра на северо-запад от Кадеса);
в) (Чис 34.7,8)—по-видимому, одна из гор Ливана.
орало (Ис 2.4; Иол 3.10; Мих 4.3)—плуг.
оратай (Пс 128.3)—пахарь.
орать (Быт 45.6; Суд 14.18; 3Ц 19.19; Иов 1.15; 4.8; Пс 128.3)—пахать.
орган (Пс 150.4)—древний духовой инструмент (в оригинале «угаб», в других местах переведено «свирель»). (См. музыка).
Орен (сосна) (1Пар 2.25)—аналог. Ахия,д.
Орив (ворон) (Суд 7.25; 8.3; Пс 82.12; Ис 10.26)—один из князей мадиамских, пораженных Гедеоном. Скала Орива, у которой он был убит (Ис 10.26), как полагают, находилась на запад от Иордана. (См. Цур-Орив).
оригинал—поскольку оригиналов Священного Писания нет и не может быть (см. Библия), этим словом в данном Библейском Словаре обозначается иногда «Вульгата» (см. Библия), но чаще некое мыслимое «Священное Писание» значения слов которого можно уяснить из многих современных источников, как-то: основные английские переводы Библии (NIV, RSV, NAS, KJV), немецкий (Лютеровский) перевод, католическая Библия (CTS) и некоторые другие переводы Библии, словари The New International Dictionary of the Bible, Harper's Bible Dictionary, Библейская энциклопедия арх. Никифора, Библейский словарь Э.Нюстрема и др. (См. Священное Писание).
орикс (Вт 14.5)—порода антилоп (лошадиная антилопа или сернобык). Водится в Аравии, северной Африке и Малой Азии.
Орион (Ам 5.8)—см. Кесиль.
Орна (2Ц 24.16,18,20-24; 1Пар 21.15,18,20-25,28; 2Пар 3.1)—Иевусеянин (один из прежних жителей Иерусалима), имевший гумно на горе Мориа, которое у него купил Давид для сооружения жертвенника Господу, и на месте которого позже был построен храм (см.).
Оронаим (две пещеры) (Иер 48.3,5,34)—моавитский город (точное положение не известно) (в Ис 15.5 назван Хоронаим).
Орфа (шея, грива) (Руф 1.4,14)—моавитянка, жена Хилеона, сына Елимелеха и Ноемини (ср. Руф 4.10).
оружие—об оружии древних читатель осведомлен достаточно хорошо. Некоторые дополнительные детали см. в заметках на слова: башня, бердыш, булава, колесница, лук, праща. Кроме них в Библии упоминаются: дротик, копье, машина для метания стрел и камней (2Пар 26.15), меч, секира, стенобитная машина (Иез 4.2), стенорушитель (Мих 2.13), таран (Иез 21.22), и из защитных средств—броня, латы, щит, шлем, которые в Словарь не вошли. (См. войско).
Осаия (Иегова спасает) (Иер 43.2)—см. Гошаия,б.
осанна (спаси, мы молим) (Мф 21.9,15; Мк 11.9,10; Ин 12.13)—торжественное молитвенное восклицание (краткая молитва), которое в оригинале стоит также и в Пс 117.25, и которым в древности евреи обменивались во время праздников.
освящение—отделение и посвящение на служение Богу. Освящались священники (Исх 29.1), скиния и жертвенник (Исх 29.44; 40.9), храм Соломона (3Ц 8.63), второй храм (Езд 6.16), стена Иерусалима (Неем 12.27). Посвящение левитов на служение названо очищением (Чис 8.6-22). Бог освятил седьмой день (Быт 2.3), всякого первенца (мужского пола) из людей и скота (Исх 13.2), Сына Своего Иисуса Христа (Ин 10.36). Его воля есть и к освящению нашему (1Фес 4.3; 5.23).
осёл—известное домашнее животное, высоко ценимое на востоке в древности (Быт 30.43). Ослы употреблялись для езды, перевозки тяжестей и даже для обработки земли (Вт 22.10; Ис 30.24). Въезд Господа Иисуса Христа на осле в Иерусалим (в отличие от въездов полководцев в побежденные города на белом коне) символизировал смирение и мир (Зах 9.9; Мф 21.5). Дикие ослы (онагры), во множестве встречавшиеся раньше в Аравии и Палестине, имели неукротимый, злой нрав (Быт 16.12).
осенить (Исх 24.16; Ис 4.6; 18.1; Мф 17.5; Мк 9.7; Лк 1.35; 9.34; Деян 5.15; Евр 9.5)—укрыть, защитить, обнять, охватить.
Осии пророка книга—28я книга Ветхого Завета, первая в ряду книг малых пророков (см. Библия). Была написана примерно в 750-725 гг. до РХ, в период, когда израильское царство от процветающего состояния при Иеровоаме 2 быстро пошло к упадку при следующих, часто сменяющих друг друга, царях. Нравы испортились, процветало идолопоклонство (Ос 4.1-2). Осия явился пророком северного царства, его иногда называют Иеремией Израиля. Об этом свидетельствует то, что он часто упоминает районы на севере: Ливан, Самарию, Изреель, Вефиль, Ефрема (последнего—37 раз). Призыв пророка представлен женитьбой на блуднице, возможно, служительнице идольского храма, для которой разврат стал нормой жизни (по-еврейски «блудница» и «святая (посвященная) женщина»—одно и то же слово). Она была символом неверного Израиля, а пророк выступал от имени Самого Господа. Но упрекая и обличая Израиль за его многочисленные злые дела, пророк призывает свой народ обратиться, ибо любовь Божия неизменна (Ос 14.2,5).
Осия (спасение, избавление)—а) (Чис 13.9,17)—прежнее имя Иисуса, сына Навина (см. Иисус,б);
б) (4Ц 15.30; 17.1,3,4,6; 18.1,9,10)—сын (потомок) Илы, последний царь израильский, царствовавший в Самарии девять лет после умертвления Факея;
в) (1Пар 27.20)—сын (потомок) Азарии, старший в колене Ефремовом при Давиде;
г) (Неем 10.23)—аналог. Азур,а;
д) (Ос 1.1,2; Рим 9.25)—сын (потомок) Беерия, один из малых пророков, современник пророков Исаии, Амоса и Михея и нескольких царей иудейских и израильских. О его жизни ничего не известно, кроме того, что он сообщил о себе (Ос 1.1). Это был, несомненно, пророк, живший в северном царстве и пророчествовавший об Израиле (Ос 7.5). Некоторые полагают, что рассказ о его женитьбе есть лишь иносказание.
осквернение (осквернённый)—то же, что нечистота, нечистый (см.) (Соф 3.1; Агг 2.13; Мф 15.11,20; Мк 7.15; Деян 10.14; Тит 1.15).
основа (Лев 13.48,51-53,56-59)—продольные нити ткани, которые обычно делаются более крепкими, чем поперечные (уток).
остров(а)—кроме обычного смысла имеет также значение вообще обитаемой земли, иногда—отдаленной (во многих местах стоит рядом со словами Фарсис, Фарсисский). Острова народов (Быт 10.5; Соф 2.11)—означает отдельные страны, нации (племена). В Ис 42.15 означает мели.
отверзать—открывать.
отвес (4Ц 21.13; Ис 34.11; Ам 7.7,8; Зах 4.10)—приспособление для определения строгой вертикальной линии (в строительстве). В указанных местах используется как символ суда, строгого рассмотрения.
отдание праздника (Лев 23.36; Чис 29.35)—завершение праздника (православный термин, в оригинале: «торжественное собрание», ср. 3Ц 8.65). (См. попразднество).
отец—кроме непосредственного родителя (Быт 42.13), а также предков вообще (Чис 20.15; 3Ц 15.3), отцом в Священном Писании называются и многие другие лица: левит, которого Миха поставил священником в своем доме (Суд 17.10); Иосиф, поставленный вторым по фараоне (Быт 45.8); Иавал, родоначальник кочевников (Быт 4.20); Иувал, родоначальник музыкантов (Быт 4.21); основатели или начальники некоторых городов (1Пар 2.51; 4.5,18). Авраам назван отцом многих народов (Быт 17.3), всего еврейского народа (Ин 8.56) и всех верующих (Рим 14.16). Слово «отец» употреблялось также как уважительное обращение к старшим (1Ц 24.12; 4Ц 2.12). Ап. Павел употребил его в отношении благовестников (1Кор 4.15). Господь запретил верным Своим кого бы то ни было называть отцом на земле (Мф 23.9—ср. Мал 2.10; Мф 10.37; Лк 14.26), ибо у них у всех один Отец. (См. также сын).
Отец—Отец Небесный, Отец Господа нашего Иисуса Христа и Отец всех верующих в Иисуса Христа. Господь Иисус Христос во время Своего земного служения постоянно обращался к Отцу, называя Его Своим (Мф 11.25; Лк 22.42; 23.34; Ин 11.41; 17.1) и никогда не называл Его «нашим» (совместно с учениками), но ученикам велел обращаться к Нему, как к «Отцу вашему» (Мф 6.32; Ин 20.17).
отечество (Еф 3.15)—слова «всякое отечество» в оригинале означает: «вся Его семья», «все Его». (См. народ).
откровение—явление Бога в слове (Пс 18.8; Ис 8.16) или в видении (Иов 33.15,16), Его свидетельство о Самом Себе. Откровением для человека может служить его собственная совесть (Рим 2.15) и вся окружающая его природа (Пс 18.2-3; Рим 1.19). Откровением особенно часто называются десять заповедей, которые Моисей получил от Бога и которые стали основой закона (Исх 25.16,21; 34.29; Чис 17.4) и в связи с этим, очевидно, ковчег и скиния также названы ковчегом откровения (Исх 25.22) и скинией откровения (Исх 38.21; Чис 9.15). (См. пророчествовать).
Откровение Иоанна Богослова—последняя книга Нового Завета и Библии (см.), в которой записано откровение (явление в видении) Господа Иисуса Христа Апостолу и евангелисту Иоанну, когда он был сослан за проповедь слова Божия на остров Патмос (От 1.1,9-11). Ириней свидетельствует: «Эта книга появилась недавно, почти в наше время, в конце царствования Домициана» (Домициан царствовал 81-96 гг.). Цель этой книги показать, «что есть и что будет после сего» (От 1.19), но все события, предсказания и пророчества даны в символах, которые до сих пор остаются трудными для подробного толкования.
отлучение—изгнание (Лк 6.22), исключение (Ин 9.22), отделение (Езд 10.11; Рим 9.3). В Ветхом Завете имеются упоминания об отлучении от общества народа израильского, но в Новом Завете указаний на такое действие нет. Однако на основании наставления, данного Господом, как поступать с бесчинным (Мф 18.15-17), а также случаев предания сатане двух лиц ап. Павлом (1Кор 5.5; 1Тим 1.20) и предложений не сообщаться с отступниками (2Фес 3.6; Тит 3.10), в практике формальной церкви появилось отлучение как воспитательная и исправительная мера. Необходимо помнить, что в так называемых «христианских» странах, начиная с 4 в. и до недавнего времени, принадлежность всех граждан к христианской церкви считалась обязательной, поэтому отлучение имело такое же пугающее значение, как и отлучение от синагоги в Иудее во времена Христа (Ин 9.22), поскольку за ним следовало и лишение многих гражданских привилегий. Вынесение замечания в практике современных церквей основано на 2Фес 3.14-15. Ясно, что такие мероприятия ставят церковь на уровень мирских организаций. (См. синагога, церковь).
отпущение (Лев 16.8,10,26)—в оригинале в этих местах стоит слово «асасель», как полагают, одно из имен сатаны, к которому и отправлялся козел, но оно также может обозначать и просто «удаление». (См. козел для отпущения, очищения день).
отпущения год (Вт 31.10)—имеется в виду год прощения долгов, то есть седьмой год (см.).
отрасль (Ис 4.2; 11.1; Иер 23.5; 33.5; Зах 3.8; 6.12)—обещанный Мессия, Спаситель. В оригинале имеет также значение «слава» (ср. Ис 11.10; 53.2; От 5.5; 22.16).
отребие (Иов 30.8)—отбросы, охвостье; отверженные ничтожества, безымянные и ничтожные люди; изверги, негодяи.
отревать (Пс 87.15)—отвергать.
отродие (Чис 32.14)—отрасль, потомство.
отрок—мальчик в возрасте от 12 лет (Лк 2.42-43) до 16 лет (Быт 21.16), но в некоторых случаях и больше, ибо Иосифу (Быт 37.30) было 17 лет (Быт 37.2), а Исааку (Быт 22.12) и Авессалому (2Ц 18.5) и того больше (25-30лет) (также и Соломону—3Ц 3.7) (ср. Есф 2.2; Иол 3.3). В Быт 22.3,5 это слово употреблено в отношении взрослых слуг (ср. 2Ц 1.15; Иов 1.15), в Лк 1.54—ко всему Израилю, а в Ис 42.1—к Самому Господу. (См. юноша).
отроковица—девица в возрасте 16-18 лет.
Отче (старослав.)—форма звательного падежа слова Отец.
Офел (возвышение) (2Пар 27.3; 33.14; Неем 3.26,27; 11.21; Ис 32.14)—южная часть храмового холма в Иерусалиме; застроенная часть или отдельные строения южнее храма и царского дворца.
Офи (усталый, утомленный) (Иер 40.8)—из Нетофафы, отец (предок) некоторых военачальников при Годолии.
Офир (Быт 10.29; 3Ц 9.28; 10.11; 22.48; 1Пар 1.23; 29.4; 2Пар 8.18; 9.10; Иов 22.24; 28.16; Пс 44.10; Ис 13.12)—один из сыновей Иоктана и земля, которую населяли его потомки. Как полагают, эта страна, богатая золотом, была расположена в прибрежной части Индии или юго-восточной Аравии, связанной торговлей с Индией. (См. Парваим).
Офни—а) (1Ц 1.3; 2.34; 4.4,11,17)—один из сыновей Илия, священника в Силоме. Погиб в один день со своим братом Финеесом, как и было предсказано человеком Божиим (1Ц 2.27-34) и отроком Самуилом (1Ц 3.11-14);
б) (1Пар 26.7)—левит, один из потомков Овед-Едома, привратник у южных ворот храма.
Офра (задний)—а) (Нав 18.23; 1Ц 13.17; Мих 1.10)—аналог. Аввим;
б) (Суд 6.11,24; 8.27,32; 9.5)—город удела Манассиина, по-видимому, в районе Сихема;
в) (1Пар 4.14)—сын (потомок) Меонофая из колена Иудина.
Охозия (которого поддерживает Иегова)—а) (3Ц 22.40.51; 4Ц 1.2,5,18; 2Пар 20.35,37)—сын и преемник Ахава, царь израильский, царствовавший в Самарии два года и не отступавший от всех грехов своего отца;
б) (4Ц 8.24-26,29; 9.16,21,23,27,29; 10.13; 11.1,2; 13.1; 1Пар 3.11; 2Пар 21.17; 22.1,2,6-11)—сын и наследник Иорама, царь иудейский, царствовавший в Иерусалиме один год. Был в родстве с домом Ахава и подпал под его влияние (во 2Пар 25.23 назван Иоахаз).
Охран (смущенный) (Чис 1.13; 2.27; 7.72,77; 10.16)—отец (предок) Пагиила.
Оцем—а) (1Пар 2.15)—аналог. Аминадав,г;
б) (1Пар 2.25)—аналог. Ахия,д.
очистилище (Евр 9.5)—крышка ковчега откровения, над которой Бог открывался Моисею (Исх 30.6), и к которой Аарон являлся раз в год с жертвенной кровью в день очищения (Лев 16.2,34). (См. очищение).
очищение—обряд освобождения от нечистоты или греха (Лев 16.34). Очищением называлось также посвящение левитов на служение (Чис 8.6-22). Очищение имеет глубокий символический смысл, ибо омовение и соответствующее жертвоприношение означают не омытие физической нечистоты, но освобождение от губящего действия нечистоты духовной (ср. Лев 1.40—омыть требовалось не рот или руки, но одежды; также по Мф 15.11,20—человек может есть немытые овощи, болеть, но быть чистым пред Богом и людьми, а другой—тщательно мыть и руки и овощи, но оставаться по своим делам и речам нечистым). Кроме того, слово «очищение», употребленное в некоторых местах оригинала, несет смысл «примирить» и «заступить» (как в Чис 16.46; 25.13). Отсюда и значение названия крышки ковчега откровения—«очистилище» (см.). По закону очищение требовалось в следующих четырех случаях: в случае прикосновения к мертвому (Лев 5.2-3; Чис 6.9; 19); в случаях истечений из тела (Лев 5.3; 15); матери после рождения ребенка (Лев 12; Лк 2.22) и в случае (а не для!) исцеления от проказы (Лев 14.1-32; Лк 5.13-14). (См. также освящение).
очищения день—см. день очищения.
Заметили ошибку в тексте? Выделите её мышкой и нажмите Ctrl+Enter